Как отслеживать удовлетворенность клиентов: измерения индексов NPS, CSI, CSAT
В настоящее время все больше предпринимателей стремятся к организации стабильных и долгосрочных отношений с клиентами, понимая, что удержание старых и лояльных покупателей гораздо выгоднее, чем привлечение новых. Постоянные клиенты чаще приобретают товары и услуги компании, рекомендуют ее знакомым, будущие продукты воспринимают более открыто и охотнее приобретают новинки. Наличие крепких отношений с лояльными клиентами также сокращает затраты компании на привлечение новых клиентов.
Ключевой показатель эффективности удержания клиентов - это уровень их удовлетворенности. Лояльных клиентов обычно составляют около 15%, но они приносят до 90% дохода компании, поэтому повышение уровня их удовлетворенности играет важную роль в увеличении прибыли.
Чтобы качественно управлять уровнем лояльности и удовлетворенности потребителей, необходимо уметь измерять и оценивать эти показатели. В бизнесе существует понятие индекса лояльности (NPS), который измеряет общую лояльность клиентов методикой, доступной всем. Фактически, NPS не дает полной информации, поэтому его следует дополнять оценкой удовлетворенности клиентов по методикам CSI и CSAT.
CSI и CSAT - это характеристики, которые также важны при оценке удовлетворенности клиентов. Важно уметь рассчитывать и интерпретировать эти показатели правильно, чтобы принимать обоснованные решения в бизнесе.
Один из самых важных показателей, определяющих успех любой компании, - это уровень лояльности ее клиентов. Лояльность - это позитивное отношение клиента к товару, услугам, сотрудникам, имиджу и другим аспектам бизнеса. Лояльный клиент фактически является бесплатным маркетологом, который рекомендует компанию своим знакомым и коллегам, тем самым увеличивая ее прибыль и создавая положительный имидж. Кроме того, он представляет собой стабильный и постоянный поток дохода для компании, совершая повторные покупки.
Однако, не следует путать лояльного клиента с постоянным. Первый - это клиент, который разделяет ценности компании и готов покупать ее товары и услуги не только потому, что это удобно и выгодно, но и из-за своей эмоциональной связи с бизнесом. Второй же может регулярно покупать продукты только потому, что на данный момент ему это выгодно и удобно. Но как только компания перестанет удовлетворять его требованиям, клиент может уйти к конкурентам.
Любая компания, которая стремится к успеху, должна поставить целью получения как можно большего количества лояльных клиентов. Для этого нужно разработать соответствующие бизнес-стратегии. Но прежде, чем их применять, необходимо измерить уровень лояльности клиентов. Для этого был разработан индекс потребительской лояльности NPS.
NPS - это процент покупателей, готовых рекомендовать товары или услуги компании своим знакомым, родственникам и коллегам. Методика подсчета, придуманная в США в начале 2000-х годов, очень проста. Задается всего один вопрос потребителям: "Насколько вероятно, что вы порекомендуете нашу компанию и ее продукты/услуги своим знакомым, родственникам и коллегам?" Ответ оценивается по 10-балльной шкале, где "1" означает абсолютную неудовлетворенность, а "10" - готовность рекомендовать компанию всем. Ответы делятся на три группы: "сторонники", "нейтральные" и "критики". "Сторонники" - это клиенты, которые оценили свой ответ в 9-10 баллов, т.е. те, кто готов порекомендовать компанию своим знакомым. "Нейтральные" клиенты поставили оценку 7-8 баллов и не будут рекомендовать компанию, но и не окажут отрицательного влияния на ее прибыль и имидж. А "критики" - это клиенты, которые оценили свой ответ на шкале 1-6 баллов, т.е. это клиенты, которые не рекомендуют компанию своим знакомым и будут распространять отрицательные отзывы о ней.
Определение уровня лояльности через NPS проходит в два этапа: вычисление процента "сторонников" и "критиков", затем вычисление NPS путем вычитания процента "критиков" из процента "сторонников". Полученный результат может быть как положительным, так и отрицательным. Минимальный индекс потребительской лояльности NPS равен -100%, что означает, что все клиенты компании остались недовольны. В этом случае необходимы серьезные изменения в работе компании. Максимальный индекс NPS составляет 100%, что означает, что все клиенты являются ее сторонниками. Однако, в реальных условиях, значения NPS лежат в диапазоне от -70% до 70%.
Определение удовлетворительного уровня NPS требует учета многих факторов, таких как область деятельности, регион, текущая позиция компании на рынке и другие. Кроме того, результаты необходимо оценивать в динамике, сравнивая их с предыдущими показателями и с данными конкурентов. Именно поэтому вычисление и анализ NPS становится задачей профессионалов.
Несмотря на некоторые недостатки и критику, в целом NPS является очень эффективным инструментом для определения уровня лояльности клиентов. Более того, методика этого индекса используется многими крупными международными компаниями, такими как Procter & Gamble, Johnson & Johnson, eBay и другими.
Как определить уровень удовлетворенности клиентов (CSI, CSAT)
Удовлетворенность клиентов является основой их лояльности. Этот показатель показывает, насколько клиент удовлетворен качеством товаров и услуг, уровнем сервиса и другими аспектами работы с компанией. Удовлетворенные клиенты склонны стать лояльными к компании, в то время как неудовлетворенные клиенты могут уйти.
CSAT - метрика, позволяющая оценить конкретные характеристики работы компании. С помощью этой метрики можно узнать, насколько клиент доволен качеством товара, ассортиментом продукции, стоимостью, сервисом, удобством использования сайта, работой отдельных подразделений и даже сотрудников.
Сам процесс расчета индекса CSAT не регулируется четкой методологией. Оценка может быть произведена с помощью 10-балльной, 5-балльной или 3-балльной шкалы, а также предложением клиентам выбрать из двух вариантов ответа ("да / нет", "нравится / не нравится"). Вопросы могут быть сформулированы разными способами, например, как готовые утверждения, с которыми клиент должен согласиться или не согласиться. Другой вариант - предложить клиенту оценить качество характеристик (уровень сервиса, профессионализм сотрудников, скорость реагирования на обращения) по 5-балльной шкале (5 - "превосходно", 4 - "хорошо", 3 - "нормально", 2 - "плохо", 1 - "ужасно"). Также можно задавать вопросы с готовыми вариантами ответа, из которых следует выбрать подходящий. Опрос может проводиться по телефону, на сайте, через электронную почту или SMS, а также с помощью бумажной анкеты. Обычно наибольший процент ответов получается при телефонном опросе.
Преимущество индекса CSAT заключается в полноте информации. Благодаря этой методике можно получить мнение клиентов по любым параметрам и сравнить данные с предыдущими периодами. Это позволяет отслеживать реакцию клиентов на работу компании и отдельных подразделений, что позволяет своевременно замечать слабые места в управлении и устранять ошибки.
CSI-это методика расчета уровня удовлетворенности клиентов по отдельным параметрам. Данные для расчета CSI собираются при помощи подробного и развернутого опроса, который позволяет получить информацию не только о характеристике в общем, но и об отдельных ее направлениях. Например, если речь идет о качестве пищевых продуктов, то это может быть их вкус, состав, соответствие сроку годности, целостность и удобство упаковки и др. Также можно оценить важность каждого из этих параметров для клиентов, их влияние на удовлетворенность. Шкала оценки обычно состоит из 10 баллов.
Индекс CSI также полезен тем, что позволяет получить информацию о финансовой стороне деятельности компании. Увеличение этого показателя даже на 1% может привести к увеличению прибыли.
Метрики NPS, CSI и CSAT являются важными инструментами для реализации стратегии работы с клиентами. Индекс лояльности показывает процент клиентов, готовых рекомендовать товары и услуги компании. Для получения более детальной информации используются методики измерения уровня удовлетворенности клиентов компанией в целом и по отдельным аспектам ее деятельности - CSI и CSAT.
Фото: freepik.com