Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?
Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?
Франчайзинг: прошлое, настоящее, будущее
В прошлом слово «franchise» означало предоставление определенных преференций для осуществления бизнеса, таких как проведение ярмарок, виноделие, охота и другие виды деятельности. В Средневековье права на ведение таких дел принадлежали французским королям, которые предоставляли лицензии соответствующим просителям. Современный франчайзинг возник как предоставление пивоварами Германии лицензий на продажу пива и использование названия пивоварни в названии таверн (середина XIX века).
Вторая мировая война и рост экономики послевоенных лет в США и Европе стали началом новой истории франчайзинга. Автором франшизы McDonald's стал Рэй Крок, создатель не столько сети фастфуда, сколько концепции продажи «формата бизнеса». Франшиза McDonald's является одной из самых популярных и дорогих в сфере фастфуда и до сих пор остается актуальной. Впоследствии идея была распространена на все отрасли бизнеса.
В 60-70-х годах франчайзинг столкнулся с болезнью роста: хаотичные продажи франшиз привели к нескольким скандалам и банкротствам неудачных франчайзи. Франчайзинг был частично дискредитирован, но создание международных и национальных ассоциаций франчайзинга компенсировало этот негативный эффект. На сегодняшний день франчайзинг является зрелой и распространенной бизнес-технологией, которая регламентируется международными и национальными ассоциациями франчайзинга.
Структура франчайзинга: виды и их краткое описание
Франчайзинг - это передача компании лицензии на использование фирменного имени и бизнес-технологий за вознаграждение. Франчайзер - правообладатель, а франчайзи - правополучатель.
Важно отметить, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утвержденного постановлением правительства, от 16 июня 2004 г. №299). Иначе договор будет считаться недействительным.
Существует несколько видов франчайзинга по характеру деятельности:
-
Товарный (торговый) франчайзинг
Этот вид франшизы позволяет продавать определенный товар под именем франчайзера. Этот тип франчайзинга применяется в сфере розничной торговли. Примеры франшиз в этом секторе - Zara, H&M, Baldinini и многие другие.
-
Производственный франчайзинг
В этом виде передается право на производство продукта. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Примеры компаний, использующих производственный франчайзинг: The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
-
Деловой франчайзинг
Этот вид франшизы дает право открыть бизнес внутри структуры франчайзера. Франчайзи в этом случае может использовать имя и технологии франчайзера, обучать персонал при поддержке материнской компании и т. д. Этот тип наиболее распространен в сфере услуг, общественного питания, гостиничного бизнеса и других секторах экономики. Примеры компаний - Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».
Также следует упомянуть, что франшизы могут быть прямыми и мастер-франшизами:
-
Прямая франшиза
Это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи и удобна для регионального или национального франчайзера.
-
Мастер-франшиза
Это когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера. Он также закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложений и отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Франчайзинг – достоинства и недостатки
В России многие маленькие и средние бизнесы не обладают высокой выживаемостью, что во многом обусловлено чрезмерными законодательными ограничениями и тем, что наиболее востребованные рынки товаров и услуг уже заняты. Стартапы могут потребовать огромных затрат на раскрутку своего бренда, и риски могут быть существенными, особенно в текущей экономической обстановке.
Эксперты сообщают, что около 85% новых компаний не выживают в первые пять лет своего существования, в то время как показатель разорения франчайзи составляет лишь 14–15% (согласно данным статьи "Тенденции франчайзинга в современной России" авторов Будариной Н. А. и Крилловой А. Н., 2020 г.). Франчайзинговые проекты, особенно в сфере быстрого питания и услуг, обычно показывают высокую выживаемость в экономические кризисы и периоды пандемий. Компании, такие как Subway, "Шоколадница", Papa John's, Cofix, "Хеликс", "ФИТ Автосервис" и другие, не только сохраняют стабильность, но и активно открывают новые предприятия.
Представленная в таблице информация о достоинствах и недостатках франчайзинга для франчайзи и франчайзера поможет разобраться в этом типе бизнеса. Франчайзи получает защиту от рисков начального этапа, оптимизацию затрат на рекламу благодаря "раскрученному" бренду, собственным рекламным кампаниям франчайзера, фирменной упаковке и презентационным материалам, а также получает поддержку со стороны франчайзера в обучении персонала, помощи при кредитовании и других проблемах. Однако свобода инициативы бизнеса ограничена условиями франшизы, затраты на ее покупку могут быть высокими, и франчайзи зависит от стабильности/нестабильности франчайзера.
Франчайзер, в свою очередь, может быстро запустить проект на новых рынках при минимальных затратах, минимизировать риски (они ложатся на франчайзи), экстенсивно развивать бренд и узнаваемость, а также получать доходы от продажи франшизы и роялти. Однако они могут столкнуться с недостатками, такими как потребность в выделении франчайзинга (развитие, менеджмент, контроль франчайзи) в отдельное направление работы компании, потерю конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны, а также соответствии программ учета и управления и затратами на обучение персонала франчайзи и контроль за соблюдением условий франшизы.
Как франчайзер, так и франчайзи знают, что наиболее перспективный бизнес - тот, который предлагает нечто уникальное для рынка, но при этом может быть стандартизированным и унифицированным. Именно поэтому образовательные, дизайнерские, финансовые, юридические услуги могут столкнуться с трудностями в развитии франчайзинга, поскольку бизнесу такого рода предпочтительнее использовать интенсивный путь развития.
Существуют популярные и выгодные франшизы, но говорить об абсолютно «лучших» нельзя. Список наиболее эффективных франшиз был опубликован Forbes в летом 2021 года. Эксперты опирались на несколько критериев, включая срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. Методология составления рейтинга была скорректирована, учитывая условия пандемии - количество закрытых точек в 2020 году не рассматривалось.
В рейтинги вошли компании с франшизой, предполагающей инвестиции от 5 млн рублей. В топ-5 списка вошли «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa Johns и Fix Price. «IQ 007», «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс» стали лидерами списка компаний, франшиза которых предусматривает вложения от 1 млн до 5 млн рублей. В списке самых недорогих франшиз заняли первые позиции KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор» и Ozon Forbes.
Но нужно заметить, что выбор франшизы - это сложный и ответственный процесс. Важно проанализировать условия потенциального франчайзера, размер инвестиций, предполагаемый срок окупаемости. Рейтинги не гарантируют успеха в делах, не стоит всё мерить одной меркой. Российские франшизы могут не соответствовать мировым стандартам. Сотрудничество может расплываться до дилерства или продажи бизнес-идей.
Перед приобретением франшизы нужно подробно изучить множество ключевых моментов, взвесить все за и против, начиная от размера инвестиций и заканчивая своим представлением о будущем бизнесе. Магазины франшиз предоставляют помощь в подборе франшизы, проверке подлинности бренда, подготовку документов и аудит франшизы. Каталоги франшиз на специализированных интернет-ресурсах тоже могут помочь, хотя они могут также ориентироваться на рекламу товарного знака.
Нельзя гарантировать успех бизнеса, если не взвесить все возможные риски и плюсы при выборе франшизы. Хороший успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. После правильного выбора и всех рассчётов вложения окупятся даже в трудные времена локдаунов и кризисов.
Фото: freepik.com