Что такое эквайринг и как он работает?
Развитие технологий и товарно-денежных отношений привели к созданию банковских карт – одного из самых полезных изобретений в последние сто лет. Изначально карты были созданы для упрощения обналичивания денежных средств, хранящихся в банке, но со временем их функционал значительно расширился и появилась возможность использовать их для оплаты товаров и услуг. Одной из самых важных услуг, которую предоставляют банковские карты, является эквайринг – система приема платежных карт для оплаты товаров и услуг без использования наличных денег.
Эквайринг сделал банковскую карту инструментом ежедневного использования для миллионов людей. Этот термин в переводе с английского означает "приобретение" и обеспечивает возможность оплаты товаров и услуг картой. Изначально эквайринг был достаточно примитивным и осуществлялся с помощью механического устройства импринтер, которое снимало "слепок" с карты. Однако с развитием технологий на свет появился терминал, который обеспечивает связь с банком во время проведения операции. Сегодня терминалы используются повсеместно для проведения покупок.
Банк-эквайрер предоставляет оборудование для эквайринга и осуществляет расчеты с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт. Эта кредитная организация может одновременно проводить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт и распространение платежных карт.
Эквайринг – это удобная услуга, которая позволяет исключить риск приема фальшивых купюр, ускорить проведение торговых операций и оптимизировать процесс обслуживания покупателей, а также экономить на инкассации наличности. Кроме того, клиенты получают удобный способ расчета и меньше беспокоятся о том, что кассир ошибется со сдачей. Принимая карты, компании увеличивают объем продаж и приобретают новых платежеспособных клиентов.
Эквайринг является одной из банковских услуг, которая обеспечивает технологическое, расчетное и информационное обслуживание организаций в области платежных операций с использованием платежных карт на оборудовании, установленном банком. В целях получения всех преимуществ эквайринга, необходимо заключить договор с банком-эквайрером, который предоставляет оборудование для приема карт в торговых точках, ресторанах и других организациях.
Эквайринг может быть разных видов, таких как торговый эквайринг, который используется в магазинах, гостиницах, фитнес-клубах и т.д., интернет-эквайринг, позволяющий производить покупки через интернет, а также ATM-эквайринг, позволяющий пользователям снимать деньги из банкоматов и различных терминалов.
Основные условия использования эквайринга включают в себя установку специальных устройств на территории предприятия, принятие пластиковых карт на основании договора с банком и выплату комиссии за эквайринговое обслуживание. Банк, в свою очередь, обязуется установить оборудование, обучить работников предприятия обслуживанию клиентов, обеспечить проверку средств на карте в момент проведения операций и возместить оплаченную с помощью карты сумму в установленные сроки.
Кроме того, эквайрер представляет собой организацию, которая ведет депозитные счета для акцептантов карт и несет ответственность за сбор информации по операции и расчет с акцептантами.
Зачем нужен эквайринг и кому он полезен?
Ранее мы уже упоминали о преимуществах эквайринга, но сегодня детальнее рассмотрим их.
Прежде всего, компании, принимающие оплату за товары и услуги с помощью банковских карт, выглядят более престижно и надежно в глазах клиентов. Кроме того, предоставление альтернативного способа оплаты также добавляет удобства, что положительно сказывается на репутации компании. Покупатели могут легко оплачивать свои покупки различными картами в любой валюте. Это, в свою очередь, увеличивает количество потенциальных покупателей, поскольку затруднять оплату банковской картой - уже редкость. Благодаря тому, что у многих людей уже есть банковские карты, они склонны тратить больше, используя эти карты, в том числе, и на небольшие покупки.
Запомните!
По статистике, средний чек по платежной карте на 30% выше, чем наличным здесь. Люди ценят скорость и простоту оплаты банковскими картами и все чаще используют их, даже если сумма небольшая.
Сегодня банковские карты есть у всех, включая пенсионеров. По данным Банка России и Росстата, в среднем на одного россиянина приходится одна или две банковские карты и объем покупок, совершенных с помощью платежных карт, составил около 21 трлн рублей в 2018 году.
На этом не все! Использование эквайринга позволяет компаниям экономить деньги, не тратя на инкассацию наличности, но при этом не испытывая риска приема фальшивых купюр. Кроме того, банки предоставляют своим партнерам различные льготы, такие как дисконтные программы, скидки на банковские услуги и предоставление бесплатного обучения сотрудников компаний.
Эквайринг выгоден не только покупателям и компаниям, но и банкам. Банки получают новые возможности для расширения своей деятельности за счет дополнительных денежных средств и увеличения числа постоянных клиентов.
Рынок эквайринга в России продолжает активно развиваться, являясь одним из приоритетных направлений бизнеса в стране. Общее количество выпущенных банковских карт в России на данный момент превышает численность населения с коэффициентом покрытия, превышающим единицу.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие эквайринга, является увеличение уровня финансовой и банковской культуры населения. Сегодня все больше людей предпочитают безналичный расчет, рассматривая карту как удобный инструмент для повседневного использования своего счета и доступа к банковским ресурсам. Компании также заинтересованы в упрощении процедуры оплаты товаров и услуг, а также процесса доставки денег на свой счет в банке.
Однако, по словам экспертов, развитие эквайринга в России происходит медленнее, чем хотелось бы. Более 20 лет назад соотношение оплаты наличными деньгами и оплаты картами в торговых сетях составляло 97 и 3% соответственно. За 2018 год доля безналичных платежей в розничной продаже увеличилась до 55,6%, при этом соотношение объема платежей картами к объему снятия наличных достигло 80 к 20%. Это значительный прогресс, но еще не достигнута полная интеграция оплаты картой в повседневную практику.
В связи с этим, создание большего количества возможностей оплаты товаров и услуг картой является крайне актуальной задачей для любой организации, желающей развивать бизнес и увеличивать объем продаж. Ведь для развитых стран оплата картой – это уже давно стандарт, а России предстоит пройти этот путь.
Фото: freepik.com