Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В современных условиях невозможно представить успешный бизнес без грамотно поставленного финансового плана и бюджета. Если руководство компании не имеет точного и полного понимания о объемах денежных поступлений и расходов как в настоящий момент, так и в будущем, в худшем случае бизнес может столкнуться с банкротством. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В данной статье мы расскажем об этих понятиях, объясним взаимосвязь и разницу между ними, а также расскажем о методах организации эффективного финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование — два понятия, которые часто путаются. Но несмотря на их тесную взаимосвязь, у каждого направления имеются свои уникальные особенности.

Финансовое планирование может быть определено как стратегия, направленная на распределение текущих и ожидаемых денежных ресурсов в соответствии с потребностями компании. Главная цель финансового планирования заключается в том, чтобы рассчитывать расходы таким образом, чтобы компания могла уверенно развиваться, обеспечивать прибыль и исполнять обязательства перед государством, клиентами, кредиторами и другими сторонами. Финансовые планы включают в себя источники доходов, цели расходов, а также графики платежей и поступлений на долгосрочный период.

Расчеты, проводимые в рамках финансового планирования, базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет довольно точно планировать расходы на довольно длительный период.

Финансовое прогнозирование имеет схожую функцию с финансовым планированием, включая распределение средств в соответствии с потребностями компании. Однако в отличие от финансового планирования, при прогнозировании оперируют предполагаемыми, а не точными данными. Например, на основе анализа рынка можно сделать предположение о скором росте цен на производимый товар, но точно утверждать этого нельзя.

Бюджетирование является одним из инструментов финансового планирования и представляет собой систему управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами на короткий период. Бюджетирование помогает контролировать экономическое положение и количественные результаты работы предприятия. Формируются планы поступлений и расходов по различным направлениям бизнеса, подразделениям и проектам. Далее производится учет операций, и с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность бюджета.

Итак, финансовое планирование направлено на достижение общих целей, а бюджетирование разрабатывает практические способы их достижения. Бюджетирование также служит инструментом контроля использования ресурсов компании и управления персоналом, благодаря четкой определенности планов. Это, в свою очередь, налагает дисциплину на финансовую управление компании.

Цель финансового планирования, а именно бюджетирования, заключается в том, чтобы поддерживать баланс между денежными ресурсами и потребностями организации, а также распределить средства по наиболее выгодным направлениям. Для достижения этой цели необходимо решать множество задач. Финансовое планирование на предприятии позволяет:

  • Определить скрытые резервы, которые могут увеличить прибыль компании (например, сделать более эффективное использование производственных мощностей и улучшить качество продукции);
  • Установить, какие направления работы приносят предприятию наибольший доход;
  • Соотнести денежные ресурсы с производственным планом и сделать выводы о том, достаточно ли средств у компании для реализации всех показателей;
  • Обеспечить исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами (например, своевременно выплатить налоги и погасить долги);
  • Определить финансовые риски и найти способы их снижения;
  • Узнать, нуждается ли предприятие во внешнем финансировании;
  • Установить контроль за работой каждого подразделения и оперативно отслеживать результаты.

Бюджетирование, как инструмент финансового планирования, решает следующие задачи:

  1. Составление планов показателей на определенный период времени (обычно на год) для каждого направления работы компании. Бюджетная структура зависит от особенностей конкретного бизнеса. На разных предприятиях, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), разрабатываются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т.д.
  2. Обеспечение взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей.
  3. Разделение ответственности. Бюджетирование позволяет четко разграничить сферы деятельности, каждый сотрудник занят своей работой, и никому не приходится выполнять чужую работу.
  4. Контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные за изучаемый период, сравниваются с плановыми показателями, выясняется, есть ли между ними расхождения. Такое сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что именно нужно сделать в первую очередь.

В настоящее время принято классифицировать финансовое планирование с учетом различных признаков. Один из наиболее распространенных критериев - это сроки. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.

Однако кроме этого критерия, виды планирования могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, они могут быть различными в зависимости от объекта. Два основных вида финансового планирования по данному критерию - это финансовое планирование и налоговое планирование. В свою очередь, налоговое планирование бывает как стратегическим, так и текущим.

Стратегическое планирование является самым долгосрочным - в среднем до 5 лет. Его задача заключается в определении тенденций развития компании на длительный период и установлении путей достижения целей. Во время стратегического планирования выявляется необходимость финансирования предприятия, устанавливаются способы привлечения ресурсов и проводится прогнозирование результатов.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Оно строится на основе разработанной финансовой стратегии, с долгосрочными целями с течением времени выносятся на промежуточные. Затем составляются годовые планы расходов и прибылей, при этом главным инструментом текущего планирования является бюджетирование.

Оперативное планирование - это низший уровень постановки задач, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитан на период до 3 месяцев. Оно включает контроль за выполнением заданий.

Существует множество методов финансового планирования и прогнозирования, которые могут применяться в каждом из вариантов планирования на предприятии. Экспертные оценки - это подход, основанный на мнениях специалистов в соответствующих областях. Методы экстраполяции определяют тенденции развития планируемого объекта. Методы моделирования предусматривают построение математических моделей, а нормативный метод учитывает уже существующие нормы. Балансовый метод заключается в установлении равновесия между поступающими ресурсами и их затратами.

Эффективное финансовое планирование является ключевым для любого бизнеса. Без адекватной оценки перспектив развития, определения допустимых объемов затрат, приоритетных направлений использования денежных ресурсов и потребностей в инвестициях, невозможно развивать свой бизнес.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *