Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.
За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.
Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.
Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:
- Генетические модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
- Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.
Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.
Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.
Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.
Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.
Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.
Железная поджелудочная железа может порой не справляться со своей задачей по выделению гормона секретина, что негативно сказывается на здоровье пациента, его концентрации и внимании. Однако введение данного гормона может значительно улучшить общее состояние больного. В свою очередь, нарушение ферментной активности пищеварительного тракта может привести к неправильному усвоению пищи и нарушению процессов дефекации. Дабы предотвратить подобные проблемы, специалисты рекомендуют принимать пищевые ферменты для нормализации работы кишечника и улучшения пищеварения.
В нашем организме часто происходят изменения, ведущие к проблемам с микрофлорой и иммунной системой. Нарушения группы кнопкиных бактерий и патогенов, конечно же, могут быть решены с применением антибактериальных, антикандидозных и противопаразитарных препаратов. Тем не менее, прежде чем начинать любое лечение, важно выяснить коренную причину проблемы.
Специалисты рекомендуют не игнорировать иммунодефициты, которые могут послужить поводом для иммуностимулирующей терапии. Это особенно важно в случаях, когда диагностирован аутизм у детей или аутоиммунные заболевания. Лечение молочные смесью иммуноглобулином и стероидами отлично подходит детям, страдающим подобными проблемами.
Причины повышения тяжелых металлов в организме могут быть самыми разнообразными. В таких случаях часто применяется процедура хелирования, помогающая выводить токсичные металлы из организма при помощи специальных препаратов. Например, димеркаптосукциновая кислота (DMSA) может быть применена для эффективного вывода металлов из организма.
Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:
- Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
- Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.
Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.
Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.
Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей
Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.
В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:
-
Нарушение речи.
За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.
-
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.
Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
-
Проблемы в социализации.
Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
-
Приступы агрессии.
Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.
-
Слабый интерес к игрушкам.
Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
-
Стереотипное поведение и боязнь перемен.
Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Детская аутизмия - диагностика и симптомы
Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.
Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.
При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.
В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).
Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.
Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.
Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.
Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.
Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.
Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.
Аутизм не является единственным детским психическим заболеванием, с которым могут столкнуться родители. Ниже представлены некоторые другие заболевания.
Умственная отсталость. У таких детей отсутствуют склонность к однообразным движениям и речевые расстройства, характерные для аутизма, что облегчает их общение с миром, игры с игрушками и эмоциональный контакт.
Шизофрения. Это заболевание схоже с аутизмом по симптомам, что делает его диагностику сложной. Тем не менее, детская шизофрения является редким заболеванием, которое проявляется после трехлетнего возраста. Дети страдают галлюцинациями, бредовыми состояниями, но, в отличие от аутизма, интеллект и речь не страдают так сильно.
Госпитализм (депривационный синдром). Это психическое и физическое отставание у детей, вызванное изоляцией от матери. Оно встречается у детей, рожденных в детских домах, а также у тех, чьи родители не проявляют должного внимания к своим детям.
Выявление аутизма у ребенка в раннем возрасте позволяет начать терапию заболевания как можно скорее, что дает большой шанс интегрироваться в социальную среду.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.
К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.
Существует ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей, которые могут помочь получить наилучшие результаты:
Важно прививать ребенку необходимые жизненные навыки на основе очень частых повторений одних и тех же действий. Например, если ребенок научился чистить зубы, полезно повторить этот урок с ним снова и снова.
Рекомендуется устанавливать для ребенка строгий распорядок дня и стараться не нарушать его.
Важно избегать резких изменений обстановки и привычек ребенка.
Частое общение с ребенком и проведение с ним много времени могут дать хороший результат.
Иногда установление контакта с ребенком может потребовать упорных повторений и частых обращений к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
При раннем детском аутизме частые эмоциональные контакты с малышом могут помочь: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
Если речевое взаимодействие затруднено, возможен обмен карточками, картинками и другие методы коммуникации.
Не следует допускать переутомления ребенка, нужно предусматривать перерывы между занятиями и играми, позволяя ему побыть в уединении.
Регулярные физические упражнения могут помочь снять стресс и улучшить физическое развитие ребенка.
Важно не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Фото: freepik.com