3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
Сейчас информации становится все больше и больше, что затрудняет ее понимание, особенно в случае технических вопросов. Кроме того, производственные процессы тоже становятся все более сложными. Качество выпускаемой продукции является очень важным критерием, и для этого необходимо уменьшить количество ошибок на всех этапах производства, начиная со стадии проектирования. Одним из решений этой проблемы является использование 3D-технологий, которые позволяют точно визуализировать реальные объекты и окружающую среду, детализировать проектируемые объекты и обеспечивать пользователей полным погружением в требуемую атмосферу.
Именно благодаря 3D-решениям можно повысить эффективность бизнеса и производства. Но как именно это происходит? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно совершить небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
Технология 3D-изображения становится все более доступной благодаря непрерывному развитию компьютерного оборудования и программного обеспечения. В настоящее время 3D-модели широко используются в проектировании вместо традиционных макетов для проработки как крупных, так и миниатюрных деталей. Они также становятся важным инструментом для маркетинговых мероприятий, интерактивных тренингов и презентаций.
Создание трехмерных моделей, будь то объекты реального мира или абстрактные формы, возможно с помощью специализированных программ на компьютере. В общем, 3D-моделирование может классифицироваться в следующие категории:
- Создание фотореалистичных изображений, которые можно отображать на обычном компьютерном экране или мониторе. Используя отдельное программное обеспечение, модель может быть напечатана с помощью 3D-принтера.
- Создание стереоизображений, которые можно просматривать на обычном мониторе или экране с помощью специализированных поляризационных очков. Есть также специальные 3D-мониторы со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Для наиболее реалистичного эффекта трехмерная модель объекта может быть текстурирована (приданы визуальные свойства материала), освещена и анимирована.
Невиртуальные перспективы трехмерного формата в бизнесе
В настоящее время создание трехмерных изображений – это огромная индустрия, а 3D-технологии широко применяются в различных областях. Среди них: архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес.
На мировом рынке 3D-технологий лидируют компании EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок также активно развивается на протяжении последних 10–15 лет, и только в сегменте 3D-тренажеров и симуляторов уже работают десятки крупных компаний. Лидерами в сфере создания систем виртуальной реальности в России являются компании «3D Лига», VE Group и Nettle. Однако, помимо разработки оборудования и ПО, крайне важным направлением является разработка 3D-контента, и специалистов по этому направлению пока крайне мало.
Цифры и факты говорят о востребованности 3D-технологий в бизнесе. Так, по данным EON Reality, методики интерактивного обучения с помощью 3D-технологий в вузах могут на 80% повысить запоминаемость учебного материала. 3D-симуляторы и тренажеры для пилотов, водителей транспорта и спецтехники высвобождают огромное количество реально существующего дорогостоящего оборудования и позволяют в безопасных условиях смоделировать любую реальную ситуацию. Аналитики американской Acacia Research Group предсказывают, что мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может составить до 20 млрд долларов только в оборонном секторе.
Архитектурная 3D-визуализация в специальных комнатах – 3D-кубах – помогает при создании и эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов увидеть проект со всех сторон, с любой точки удаленности и приближения, более четко визуализировать конструктивные элементы, предотвратить ошибки на ранних этапах проектирования, найти новые варианты зонирования пространства. Объемное изображение способно в десятки раз сократить временные и финансовые затраты на проектирование.
3D-анимация может использоваться для создания рекламных роликов. В отличие от обычных видеороликов, 3D-реклама не требует сложной организации съемок, привлечения актеров и технических средств, обеспечивая при этом высокий уровень зрелищности.
Художественные и анимационные фильмы в формате 3D уже стали привычными для крупных кинотеатров, а на экранах домашних 3D-телевизоров они также начинают появляться.
Бурное развитие интернет-торговли и повышение конкуренции в этой сфере требуют более подробной визуализации товаров, чем обычные двухмерные фотографии. Согласно исследованиям Autodesk, около 60% пользователей проявляют большую заинтересованность в продукции с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а около 80% – в трехмерных изображениях самой продукции.
Традиционные магазины одежды также используют 3D-технологии для создания виртуальных примерочных. Покупатель видит свое отражение на экране в полный рост и может «примерить» изображение той или иной одежды. Это существенно сокращает время на подбор товара.
3D-решения применяются такими крупнейшими мировыми и отечественными концернами, как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Инновационные решения для большого бизнеса
Среди доступных и выгодных решений для создания 3D-изображений можно выделить одноэкранные 3D-системы. Они представляют собой простые, недорогие устройства, которые не требуют особых помещений. Большим преимуществом таких систем является их мобильность, что позволяет использовать их в различных отраслях экономики.
Еще один вид 3D-технологий - мультидисплейные системы, или видеостены. Они представляют собой ряд соединенных дисплеев, что позволяет регулировать размер отображаемой поверхности. Такие системы могут быть использованы в сферах, где требуется крупномасштабная и динамичная проекция изображений, таких как event-индустрия, компьютерные игры, выставки и презентации.
Технология 3D-погружения также становится популярной среди бизнесменов и предлагает персональные системы и купола для создания максимального объема. Такие системы наиболее применимы в научных, учебных и развлекательных областях, обеспечивая абсолютную имитацию присутствия.
Наконец, системы дополненной реальности находят все большее применение в автоматизации предприятий и складов. Они дополняют реальные объекты и процессы виртуальными элементами, такими как интерактивные панели или примерочные. Такие системы используются при бесконтактном взаимодействии пользователя с техникой.
Если на старте 3D-технологий ими пользовались только крупные военные заказчики из-за высокой стоимости, то в настоящее время они активно используются в корпоративном сегменте.