15 февраля - Сретение Господне

15 февраля Церковь отмечает  двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству.

15 февраля Церковь отмечает   двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству. Слово «сретение» значит «встреча». 

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Икона праздника

В центре иконы Сретения  — Богородица и  старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и  он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы  — Иосиф, в  руках которого клетка с  голубями  — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества,   так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и  по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в  «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в  руках корзинку с  двумя голубями.

Первый голубь   — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и  убил всех первенцев мужского пола в  земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и  за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву  — голубя.

Второй голубь   — жертва очищения и  благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца   также тесно связана и  с празднованием иудейской Пасхи. Как и  в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец   — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к  Распятию и  Воскресению Христа  — «первенца из мертвых», как поется в  пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери   означает невинность и  чистоту. Сретение  невозможно причислить ни к  господским, ни к  богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и  одеж­ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в  Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон,   по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в  III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о  том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и  родит Сына» (Ис  7 :14) усомнился, как дева может родить, и  хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в  еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и  пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и  рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта»  — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с  другими, более поздними, рукописями легла в  основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в  360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с  миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к  просвещению язычников и  славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в  храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами  «Ныне отпущаеши…» .

Пришедшей к  жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу  Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и  Евы . Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и  душу ее «пройдет оружие».

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. 

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:  

Церковнославянский:  

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. 

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». 

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

1.   В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.

2.   В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.

3.   Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Фильм митрополита Илариона «Сретение  Господне». Студия «Неофит»

Последние новости

МИР БЕЗ АЛЛЕРГИИ: СОВЕТЫ ВРАЧА АЛЛЕРГОЛОГА-ИММУНОЛОГА

На самые волнующие вопросы о том, как избежать аллергического заболевания и каких профилактических правил придерживаться,

Тавдинская городская прокуратура добилась обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в социальное учреждение

Тавдинская городская прокуратура проверила исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской о

В Верхотурье прокуратура через суд обязала администрацию муниципалитета предоставить местной жительнице, проживающей в аварийном доме, благоустроенное жилье

Прокуратура Верхотурского района провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении её жилищных прав в связи с ненадлежащим техническим состоянием индивидуального жилого дома,

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *