15 февраля - Сретение Господне

15 февраля Церковь отмечает  двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству.

15 февраля Церковь отмечает   двунадесятый праздник - Сретение Господне. Дата этого праздника неизменна и привязана к Рождеству. Слово «сретение» значит «встреча». 

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Икона праздника

В центре иконы Сретения  — Богородица и  старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и  он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы  — Иосиф, в  руках которого клетка с  голубями  — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества,   так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и  по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в  «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в  руках корзинку с  двумя голубями.

Первый голубь   — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и  убил всех первенцев мужского пола в  земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и  за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву  — голубя.

Второй голубь   — жертва очищения и  благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца   также тесно связана и  с празднованием иудейской Пасхи. Как и  в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец   — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к  Распятию и  Воскресению Христа  — «первенца из мертвых», как поется в  пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери   означает невинность и  чистоту. Сретение  невозможно причислить ни к  господским, ни к  богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и  одеж­ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в  Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон,   по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в  III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о  том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и  родит Сына» (Ис  7 :14) усомнился, как дева может родить, и  хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в  еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и  пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и  рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта»  — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с  другими, более поздними, рукописями легла в  основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в  360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с  миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к  просвещению язычников и  славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в  храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами  «Ныне отпущаеши…» .

Пришедшей к  жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу  Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и  Евы . Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и  душу ее «пройдет оружие».

Песнь Симеона Богоприимца 

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. 

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:  

Церковнославянский:  

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. 

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». 

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

3 интересных факта о Сретении

1.   В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.

2.   В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.

3.   Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Фильм митрополита Илариона «Сретение  Господне». Студия «Неофит»

Последние новости

Депутат ЛДПР Екатерина Упорова осуществила мечту «особенного» ребенка

Депутат Артемовского городского округа от ЛДПР Екатерина Упорова приняла участие во Всероссийской акции «Елка желаний» Артем Антропов, мальчик с особенностями здоровья, давно мечтал о необычном подарке — светящемся козлике,

Активисты ЛДПР организовали квест для детей участников СВО

В канун Рождества координатор Нижнетагильского местного отделения ЛДПР Екатерина Носова провела квест для  детей ветеранов локальных войн и участников СВО Дети с восторгом разгадывали загадки,

Представители ЛДПР Краснотурьинска продолжают поздравлять детей с новогодними праздниками

В новогодние праздники представители ЛДПР Краснотурьинска продолжают посещать многодетные семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Богдановиче на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *