Как не ошибиться с выбором профессии: три главных вопроса

Сегодня выбор профессии для ребёнка несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад.

Сегодня выбор профессии для ребёнка несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз.  К нему можно, и даже нужно(!), возвращаться в течение всей жизни.

Ситуация в обществе, в том числе и на рынке труда, стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность и своё место в происходящем вокруг. В этом убеждена педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Юрьевна Стригулина. Мы запускаем серию публикаций, в которых Екатерина Юрьевна подскажет детям и их родителям, на что важно обратить внимание, чтобы не ошибиться с выбором профессии. В первом выпуске мы поговорим о трёх главных вопросах и ответах на них.

Профессиональное самоопределение — это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. К сожалению, часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или давлению, а педагоги сами признают, что мало чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.

Прежде всего, ребёнку, начинающему выбирать профессию, необходимо ответить на три главных вопроса « что я хочу? », « что я могу? » и « что мне надо? ».

«ХОЧУ» — это интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые интересны старшекласснику. С другой — это жизненные и профессиональные ценности, то, чего любой человек хочет получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то — возможность постоянного карьерного роста. «МОГУ» — это способности и профессиональная пригодность, а «НАДО» — это требования современного рынка труда.

Хочу
Итак, сначала нужно задать себе вопрос «Что мне по-настоящему интересно?»
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает человека к определённой деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в неё. Наличие интересов означает «хочу знать», наличие склонностей — «хочу делать». Именно склонности, которые рождаются из интересов ребёнка, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путём самонаблюдения, анализируя свои увлечения, хобби, беседуя с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

Могу
Следующий шаг после определения круга собственных интересов — определение своих возможностей, ответы на вопросы «Что я могу?» и «Что у меня получается?». Так можно понять свои способности.
Способности — это не знания, умения и навыки, которые есть у человека, а его индивидуально-психологические особенности, благодаря которым он сможет успешно овладеть определённой деятельностью.

В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью общих способностей человек может достичь успеха в самом широком смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие от общих, специальные способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).
Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития способностей, ведь они становятся реальными, когда возникает необходимость их развивать. Таким образом, способности не являются чем-то застывшим, неподвижным — они могут развиваться. И, конечно, реальная возможность это сделать — заниматься в учреждениях дополнительного образования.

Приступая к выбору будущей профессии, нельзя забывать о таком требовании, как «профессиональная пригодность», которая определяет соответствие физических и психологических показателей человека (его здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии.

Наличие способностей к определённому виду деятельности является первым компонентом профессиональной пригодности. Второй компонент — это собственно личностные особенности человека: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные качества, необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой профессии существуют профессионально важные качества. Так, менеджеру необходимы хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, хорошая память; ответственность; умение быстро принимать решения и чётко излагать мысли, медсестре — активность, трудолюбие, высокая концентрация внимания, эмоциональная устойчивость.

Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной пригодности — отсутствие медицинских противопоказаний.

Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности к выбранной профессии, есть два пути — либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый, малорослый Суворов стал великим полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы воля, настойчивость, целеустремленность и уверенность в себе. Учреждения дополнительного образования дают потенциальную возможность компенсировать этот недостаток.

Надо
Но, кроме знаний о своей личности, нужно ещё владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора — о рынке труда.

Как правило, профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни. Приступая к выбору будущей профессии, старшекласснику нужно понимать, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. И чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (в этом может помочь «Атлас новых профессий» и другие полезные ресурсы). По прогнозам до 2030 года появится 186 новых профессий, а 57 профессий исчезнут.

В следующих выпусках мы расскажем о типичных ошибках и затруднениях, которые могут возникнуть у молодых людей, определяющих свой профессиональный путь, а также о том, какие навыки будут востребованы у специалистов к 2030 году.

29.11.2019

Последние новости

Жена пропавшего солдата обращается за помощью к депутату

Елена В. надеется на скорое разрешение судьбы своего мужа, который исчез на фронте.

Криптовалюта и международные расчеты: мнения экспертов

Экономисты сомневаются в эффективности использования криптовалют в международной торговле.

Российские банки повышают ставки по вкладам перед заседанием ЦБ РФ

Банки активно меняют условия по депозитам на фоне ожидаемого решения Центрального банка.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Ханты-Мансийске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *