Узнает ли кот себя в зеркале? Что мы знаем об интеллекте животных
Обладают ли животные сознанием? Какие виды умеют считать и общаться, и как зеркало помогает учёным в определении разумности того или иного существа?
Обладают ли животные сознанием? Какие виды умеют считать и общаться, и как зеркало помогает учёным в определении разумности того или иного существа? Речь об этом шла 7 июля на лекции «Сны для осьминога. Интеллект животных», которую прочитал в Ельцин Центре Илья Гомыранов — биолог, сотрудник Сколтеха, лауреат премии «За верность науке».
Своё выступление исследователь начал с предыстории вопроса. Самое раннее предположение о том, что у животных есть зачатки сознания, содержится в трудах древнегреческого философа Аристотеля. В Средние века вопрос «есть ли на Земле другие разумные существа?» был закрыт религиозным догматом о том, что человек — венец творения. И только в середине XIX века Чарлз Дарвин в своей революционной работе «Происхождение видов путем естественного отбора» написал, что у животных тоже может развиваться интеллект.
В подтверждение этого тезиса последователь Дарвина Джордж-Джон Роменс написал книгу «Ум животных» — не научный труд, а факты наблюдения за животными. Одновременно с Роменсом вопросом о наличии у животных интеллекта задался бихевиорист Конви Ллойд Морган. В начале своей научной карьеры, подобно физиологу Ивану Павлову, он считал, что животные просто воспроизводят набор инстинктов. Однако к концу жизни, наблюдая за шимпанзе, он пришёл к выводу что задатки интеллекта у них есть.
Что такое интеллект?
Научное определение гласит, что это способность к познанию и решению сложносоставных проблем. Сначала эту способность приписывали только человеку, потом распространили на человекообразных обезьян, а сейчас в этот круг включены птицы, насекомые и некоторые рыбы.
Зачем интеллект нужен? Во-первых, чтобы ориентироваться в пространстве. Обладающие разумом существа живут в трёхмерной среде без опоры: птицы — в воздухе, дельфины — в толще воды, приматы прыгают с ветки на ветку. Второй фактор, способствующий развитию интеллектуальных способностей, — всеядность (например, у приматов). «Если ты всеядный, надо запоминать, что можно есть, а что нельзя», — комментирует Илья Гомыранов.
Третий фактор — наличие естественных врагов. В случае людей этот фактор стал ключевым: спустившись с деревьев на землю, мы начали ходить на двух ногах, и единственным способом защититься от хищников стало развитие навыков использования предметов и коммуникации с себе подобными — у людей появилась речь.
Данные палеонтологии показывают, что человеческий мозг начал резко увеличиваться в размерах в период плейстоцена. В голоцен и антропоцен мозг растёт медленнее — мы гораздо меньше думаем о выживании и живём в более комфортных условиях в сравнении с первобытными людьми.
Отсутствие факторов опасности на интеллектуальные способности влияет отрицательно. Пример тому — представители островной фауны: лемуры на Мадагаскаре или коалы в Австралии, которые тысячелетиями не имели естественных врагов. У коалы маленький гладкий мозг, она не может решать интеллектуальные задачи, а её детёныши не играют, в отличие, например, от собак — это ещё один важный признак интеллектуального развития.
Фото: Любовь Кабалинова 01 /06 Лекция Ильи Гомыранова «Сны для осьминога. Интеллект животных»Узнаёт ли себя в зеркале кот?
Простейший способ распознать наличие у того или иного вида интеллектуальных способностей — так называемый «зеркальный тест». Его проходят шимпанзе, попугаи и косатки. А вот коты или собаки себя в отражении не узнают, что, впрочем, не даёт оснований считать их глупыми, — говорит Илья Гомыранов.
Второй показатель — умение пользоваться предметами. Обезьяны хорошо повторяют любые действия за человеком. Особенно в этом преуспели шимпанзе — они даже могут пользоваться ложкой, повторяя движения за исследователями. А кадры со скрытых камер в джунглях показали, что некоторые приматы могут пользоваться предметами и самостоятельно.
Вороны легко справляются с задачами на уровне двухлетнего ребёнка. Попугаи умеют делать палочки из картона, чтобы достать орешек. Дельфины, которые живут рядом с морскими губками, умеют оторвать губку и роют ею песок, защищая таким образом свои крайне чувствительные носы. Интересно, что эта культурная традиция, во-первых, передаётся от одних особей к другим, а во-вторых, свойственна только отдельным группам, а у других не встречается.
У дельфинов также есть пример взаимодействия с людьми — в Бразилии они гонят рыбу к берегу, а рыбаки подгоняют косяки к дельфинам. Таким образом оба вида получают выгоду от взаимодействия. И мы знаем, что эта традиция появилась в течение последних 100 лет, сказал исследователь.
Наконец, от деятельности можно перейти к языку. Учёным известно, что косатки хорошо общаются между собой. Эти животные живут большими семьями, во главе которой стоит самка-матриарх. Она «разговаривает» со всеми своими потомками на одном языке, в котором есть общие обозначения для предметов. Когда матриарх погибает, её потомство делится на две семьи, объединённые в одно племя. Они далеко расходятся, и появляются определённые диалекты. Сообщества косаток понимают общие «слова», но в целом кланы из разных морей понимают друг друга плохо.
Человеческую речь способны освоить попугаи — попугай Алекс прожил 32 года, он мог произнести 150 слов и понимал 1000 слов. А обезьяны могут коммуницировать с людьми на языке жестов или лексиграмм.
Учёные научили шимпанзе Уошо языку глухонемых — он понимал 700 слов и около 100 мог передать. А главным гением среди обезьян считается бонобо Канзи — 47-летний патриарх мог понимать 3000 слов и выражать 600 с помощью клавиатуры с лексиграммами, он также изучил кое-что из американского языка жестов. Интересно, что его никогда никто не учил, — учили его маму, которая оказалась не столь способной.
«Канзи разговаривал с исследователями, рассказывал о снах, которые ему снились, и о том, как он пытается обучать своих сородичей, но они в целом не осваивают. В какой-то момент Канзи сказал, что он человек, а вокруг обезьяны», — рассказал Илья Гомыранов.
Фото: Любовь Кабалинова 01 /05 Лекция Ильи Гомыранова «Сны для осьминога. Интеллект животных»От речи переходим к счёту — ещё одной интеллектуальной способности. Достоверно установлено, что считать умеют пчёлы. Они «танцуют», выписывая в воздухе «восьмёрки», и таким образом передают сородичам числа в пределах 4-5. За открытие языка пчёл Карл фон Фриш получил в 1973 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Также доказано, что считать умеют рыбки, лягушки, а также муравьи — приблизительно до 7. «Эксперименты с лабиринтом и „призом“, расположенным за определённое количество поворотов от муравейника доказали, что муравьи считают очень хорошо, и у них есть развитая речь. В отличие от пчёл, говорят они не танцем, а движением усиков и запахом», — отметил лектор.
Наконец, ещё одним признаком интеллекта учёные считают способность видеть сны. Собаки дёргают во сне лапами — а исследования фиксируют в их мозге активность тех же зон, что и при беге. Также оказалось, что видят сны электрические угри и осьминоги — у последних даже выделили короткую и длинную фазу сна. «Осьминоги меняют цвет во время погони или охоты. Во время сна исследуемый осьминог менял цвет, как во время погони. Так учёные сделали вывод о том, что осьминогу тоже снятся сны», — отметил Илья Гомыранов.
Михаил ЛузинПоследние новости
В Верхней Пышме построят завод по производству скоростных поездов
Фото : Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан» Площадь нового комплекса будет более 60 тысяч квадратных метров.
В Уральском федеральном университете увеличилось количество бюджетных мест
По сравнению с 2024 годом количество бюджетных мест выросло на 1,8% Рост бюджетных мест на очной форме обучения составил более 5,7% Фото: Алексей БУЛАТОВ.
Свердловское предприятие попало под санкции США
Первоуральский динасовый завод «Динур» в Свердловской области попал в обновленный санкционный список минфина США.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований