Ученые университета загоняют турбины и локомотивы в цифру
Михаил Мудров рассказал, как разработки российских вузов опережают мировые тренды Ассистент кафедры электропривода и автоматизации промышленных установок УрФУ Михаил Мудров в совместном проекте 66.
«Ругать нашу науку и говорить, что мы все время догоняем развитые страны, сегодня модно. Между тем многие разработки ученых УрФУ и других вузов опережают общемировые тренды на полкорпуса. Наш симулятор — из таких», — уверяет Михаил Мудров.
Михаил окончил университет в 2014 году. Успел поучиться не только в УрФУ: до защиты диплома стажировался в Финляндии, а в 2016-м получил президентскую стипендию и продолжил научную работу в Португалии. Тема, которую разрабатывает Мудров, в точности как из «заветов Путина», — цифровизация промышленности.
«Работаем с коллегами над тем, чтобы перенести дорогостоящие и опасные испытания разных устройств — от вентиляторов до локомотивов — из лабораторий и с полигонов в виртуальную среду», — поясняет Михаил.
«Прикладные задачи подтянули фундаментальную науку»
Чаще наука тянет за собой развитие прикладных технологий. В нашем случае вышло наоборот. По контракту с одним агрохолдингом мы ремонтируем электрооборудование — от «мозгов», то есть контроллеров, до силовой части преобразователей.
Преобразователь — сложный электротехнический прибор, который способен изменять напряжение. Скажем, на входе постоянное напряжение, а для работы объекта нужно переменное — преобразователь трансформирует один вид в другой.
Преобразователи как раз и страдают чаще всего — взрываются из-за скачков напряжения или короткого замыкания. Например, мышь забралась в установку — готово: короткое замыкание, аппарат вышел из строя. Иногда в неисправности преобразователя виноват контроллер — мы должны это выяснить и восстановить работу.
Но отремонтировать агрегат — полдела. Надо еще убедиться, что он работает. И вот тут начинаются сложности. Испытания проходят в два этапа. На первом проверяем контроллер, без подключения к силовой части. На втором испытываем преобразователь — с реальными токами и нагрузкой.
«Реальные условия воспроизводим в виртуальности»
Чтобы испытать преобразователь, нужны условия, аналогичные тем, в которых тот работает: такое же управление, такая же силовая установка, такие же токи. Проще, конечно, испытывать на реальном объекте. Но если до этих объектов ехать 500 км — не наездишься.
Второй вариант — поставить отремонтированный блок на похожую по параметрам силовую установку. Чаще всего так и проводятся испытания. Однако это небезопасно. Силовая установка — электромеханический агрегат: запускается преобразователь, двигатель раскручивается. На него идет нагрузка со второго двигателя, он так и называется: нагрузочный агрегат. Токи в испытуемой системе должны соответствовать токам реального объекта. Нельзя раскрутить маленький моторчик, чтобы проверить преобразователь для промышленного вентилятора — а такие мы и ремонтируем. Если при испытаниях что-то пойдет не так, последствия могут быть разрушительными.
Мы нашли третий вариант — применили научные разработки кафедры. Со студентами и аспирантами работаем над симуляторами реального времени. Назначение этих устройств — создавать в виртуальной среде управляемые электронные нагрузки с теми же параметрами, что на конкретных объектах. Использовать электромеханические установки уже не нужно — испытание проходит виртуально.
На первом этапе испытаний проверяется «мозг» преобразователя — контроллер. Для этого используем программно-аппаратные симуляторы. Это нельзя назвать нашим открытием — такие симуляторы изобрели давно, но обычно программная часть пишется под конкретный контроллер. Мы же создали программный код, который можно использовать в разных контроллерах. Это делает наш симулятор универсальным прибором, а то, что мы придумали, — ноу-хау.
Кстати, на этом же симуляторе проверяем студентов. Те пишут программы для контроллера, но вдруг ошибка в коде? Если запустить систему в реале, что-то может сгореть — тот же преобразователь или силовая часть. С симулятором — минимум издержек.
«Обогнали зарубежных коллег на полкорпуса»
Чтобы проверить силовые агрегаты на втором этапе испытаний и при этом не разнести лабораторию, кафедра разработала еще одну схему. Я уже говорил, что и сегодня для подобных испытаний чаще используют установки с электромеханической частью. Мы же заменили ее на электрическую — с помощью реакторов. Тут главное — воспроизвести токи с заданными параметрами, как на реальном объекте. В этой системе можно имитировать аварийные режимы, запустить туда условную мышь — в виде цифрового сигнала — и проверить, как каждая часть установки справляется с нагрузкой. Фишка в том, что энергию гоняем внутри системы — энергопотери минимальны. И это намного безопаснее, чем традиционные методы испытаний.
Наш симулятор очень ждут! Недавно ездили на конференцию в Ригу. Встретили там коллегу, бывшего соотечественника. Тот живет в Германии и работает в компании, которая производит профессиональный инструмент — дрели, перфораторы, шуруповерты и т. п. Коллега разрабатывает преобразователи и системы управления для инструментов, а испытывают там по старинке — с помощью электромеханической установки. Узнал о нашем устройстве — заинтересовался. Говорит, ему важно обезопасить стенд, чтобы не покалечить людей в лаборатории.
А взять электропривод, скажем, для локомотива. Чтобы такой испытать, требуется отдельный полигон и электромеханическая установка размером с дом в пару-тройку этажей. Наше изобретение поможет уменьшить «дом» до размеров комнаты.
Электроприводы сегодня стоят в любом устройстве — от сотового телефона до ракеты, так что сомнений в востребованности симулятора нет. К тому же не так много зарубежных наработок по этой теме — интересоваться проблемой там начали недавно. Да и подход наш в корне другой: мы создаем универсальный симулятор, а там больше сосредоточены на воссоздании конкретных условий. Так что мы пока впереди.
По материалам 66.RU
Проект «Человек наук» УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице летней Универсиады-2023. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».Последние новости
Уникальный старинный кабриолет продают в Екатеринбурге
Фото: Авито Такая машина - единственная доступная в России. В Екатеринбурге на продажу выставили редкий ретроавтомобиль Wanderer W23, объявление появилось на сайте по продаже авто.
На Урале увеличился легальный трафик наркосодержащих и психотропных веществ
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан» Поставки увеличились на 31%.
Премьер Венгрии Орбан выступил за скорейшую отмену санкций против России
Он заявил, что их нужно отменить в максимально полном объеме. ФОТО: AP Венгерское руководство придерживается мнения о необходимости скорейшей отмены антироссийских санкций в максимальном объеме.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения