Тагильские добровольцы меняют взгляд на будущее
В 2019 году при поддержке субсидии Министерства социальной политики Свердловской области в 10 учреждениях для детей-сирот реализован проект «Взгляд в будущее».
Сколько навыков нужно для жизни?
Подростки, которые сегодня воспитываются в государственных учреждениях, смотрят в будущее намного увереннее, чем их предшественники. Еще в стенах детского дома воспитанники приобретают разные умения и привычки для успешной самостоятельной жизни.
О том, как рождалось и развивалось это дело, рассказал председатель СРОО «Город добрых людей» и директор АНО «Центр семейной терапии и консультирования» Дмитрий Винокуров:
- За пять лет мы разработали методику и технологию по воспитанию жизненных навыков, опробовали ее в практике кризисного консультирования семей, в работе с «трудными» подростками, с детьми, растущими в замещающих семьях. Некоторые родители, участвуя в занятиях вместе с ребенком, говорили, что с помощью методики пересмотрели многие установки семейной жизни и освоили навыки, о значении которых просто не задумывались. Решили теснее сотрудничать с воспитателями детских домов. Чтобы помочь более эффективно, подали заявку на конкурс крупного благотворительного проекта «Растим добро», который действует в детдомах по всей стране. Выиграли грант.
А в 2016 году нашу работу заметили в Министерстве соцполитики Свердловской области и попросили поделиться опытом. Мы выиграли еще одну субсидию - от министерства, стали активнее проводить семинары для воспитателей, социальных педагогов и психологов. Сегодня проект «Взгляд в будущее» начал работать на 10 пилотных площадках – в учреждениях для детей-сирот Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Невьянска, Каменск-Уральского, Лесного и села Южаково.
Тагильчане сами разработали опросник, который позволяет оценить степень владения навыками по семи группам:
- обращение со временем, планирование, самоорганизация своей деятельности;
- гигиена и забота о здоровье;
- ведение домашнего хозяйства;
- личные финансы, бюджет;
- коммуникативные навыки;
- правовая грамотность и защищенность;
- пользование ресурсами местного (городского) сообщества.
В каждой группе от 5 до 22 различных навыков, и занятия программы позволяют детям осваивать их не по отдельности, а в комплексе, как, собственно, диктуют жизненные обстоятельства.
В рамках проекта для детей проводятся занятия кулинарной школы, тренинг жизненных навыков, игра-тренинг «Социальный навигатор», экскурсии и информационные визиты, занятия- встречи с интересными людьми. Буквально на днях для выпускников организовали "Социальное ЕГЭ" - итоговые игровые конкурсы на владение навыками.
Сам купил, сам приготовил
- Во многих детдомах есть кружки кулинарии, их посещали желающие, а продуктами обеспечивала столовая. – пояснил Дмитрий. - Среди подростков были «звездочки», которые участвовали в кулинарных конкурсах. Мы предложили иной путь. Все ребята осваивают самые простые блюда, которые они в дальнейшем смогут приготовить в условиях общежития.
Самостоятельно выбирают меню, составляют список продуктов и идут за ними в магазин. В магазине – новый урок: как выбрать качественное, как уложиться в бюджет. В рамках проекта мы предоставляем наличные деньги, ведь у детского дома нет такой возможности.
На «детской» кухне в детдоме №5
Воспитатели с радостью приняли эти и другие инициативы, поскольку ничего особенно сложного от них не требовалось, только поменять подходы. К тому же, многие направления подразумевают игровую форму, и дети занимаются с азартом. Даже таким будничным делом, как стирка. В детских домах подростки умеют стирать свою одежду в машинах-автоматах, разделяют ее по цветам. Но не все знали, как быть, если машины нет или она сломалась. Покупали порошок, мыло, стирали в тазиках. В одном детдоме для этого даже придумали акцию «День белых носков». Выдали всем белоснежные носочки и на каждое следующее утро они должны были быть такими же белыми.
Казалось бы, дисциплина в детском доме есть, но организовать себя могут не все. Скажем, один мальчик постоянно опаздывал на первые уроки и прогуливал их. Назрел конфликт с учителем. Когда пришли к нему, поняли, что это не просто лень ли несобранность. В комнате нет часов, не говоря уже о календаре или ежедневнике. У старших ребят есть телефоны, но не у всех, и не каждый пользуется функцией будильника.
Бесценный опыт путешествий
- Как раньше посещали театры или кино? Шефы дали 100 билетов, подогнали автобус, все скопом куда-то ехали, не всегда понимая, куда именно. В театре ребята засаживались на несколько рядов, и это было тяжелое испытание и для театра и для воспитателей, - напомнил Дмитрий Винокуров. – Благодаря субсидии мы с детскими домами смогли организовывать походы совсем иного плана. Ребята сами определяют, куда они хотели бы отправиться. Например, мальчишки из Тагилстроевского детдома №6, которые занимаются футболом, никогда не были на настоящем большом матче. Они сами нашли сайт, расписание игр ФИФА на новом стадионе в Екатеринбурге, забронировали билеты, забронировали и купили билеты на электричку, и съездили на игру в сопровождении воспитателей. Почти все впервые выехали куда-то из Тагила. Были счастливы, фотографии сделали на трибунах.
Воспитанники и педагоги детского дома №5 в Дзержинском районе о своих путешествиях рассказали сами. Девочки и мальчики 12-15 лет - Рома, Никита, Люба, Кристина, Катя… Мы встретились в информационном центре – здесь и библиотека, и творческая мастерская, и школа компьютерной грамоты. Хозяйка библиотеки - Ольга Александровна Ударцева сообщила:
- Ездили с ребятами в Екатеринбург, потом в Невьянск и Нижние Таволги. Вместе все планировали, строили маршрут с помощью интернета. Но и там есть не все. Звонили в музеи, на автостанции уточнить расписание и стоимость билетов. Что важно, каждый из ребят лично покупал билет, предъявлял документ в кассе, говорил название поезда, время. В первый раз даже это оказалось непросто!
На «Ласточку» вставали в 6 утра, что тоже необычно. Взяли с собой пиццу, которую накануне сами приготовили в кружке кулинарии вместе с Ириной Петровной Цыба. Она поделила все порционно на 12 человек, все правильно упаковали в дорогу. 29 августа с утра был сильный дождь, плащи-дождевики мы приготовили, а вот непромокаемую обувь пришлось поискать. На пути в Таволги нас ждали приключения – автобус не пришел по расписанию. Поволновались!
- Идем двое взрослых и 10 детей, все в оранжевых накидках, дорогу спрашиваем у прохожих - вспоминает Рома. - Все сразу понимали, что мы не местные, останавливались, подсказывали.
- Мы первый раз были сами в кафе, нам выдали по 350 рублей на расходы. Как взрослые люди! Некоторые так обалдели, что и сдачу чуть не забыли, и чеки! – смеются девочки.
- В Невьянск приехали уже под вечер, еле ноги несли. Но на Наклонной башне такая потрясающая была экскурсия, что мы сразу духом воспряли.
Ольга Ударцева, фото автора
Самостоятельные путешествия, кроме ярких краеведческих впечатлений, дают ребятам много полезного опыта.
- В Екатеринбурге мы были на экскурсии по киностудии, ездили на метро - сначала страшновато, но все скоро научились проходить турникет. На вокзалах вход и выход через контроль. Да и сама атмосфера большого города, выставок, где масса народа – это тоже надо почувствовать, пережить. Мечтаем еще в Алапаевске побывать, еще раз в Екатеринбурге. После этого выпускникам уже не так страшны будут полностью самостоятельные «экспедиции», – уверена Ольга Ударцева.
С друзьями, по навигатору
Культурный досуг у ребят завидный. Они постоянные участники Крапивинских викторин, у них гостят известные детские писатели. Однажды вместе нарисовали чудный мультфильм - мастер-класс провела художник-аниматор из Екатеринбурга Нина Бисярина. Несколько счастливых сезонов было связано с посещениями детско-юношеского яхтклуба – спортсмены научили ребят снаряжать судно, ставить парус.
Кстати, с трудовым воспитанием в детском доме порядок: в чести субботники, помощь старшим. как было в советской школе. Ребятам постарше дают возможность заработать, в том числе в отрядах мэра. Катя мечтала о хороших сережках и смогла их приобрести. Никита сообщил, что заработанные 7800 рублей, потратил на одежду – сам выбирал и покупал. А Ольга Александровна научила их с Ромой красиво утюжить белые сорочки. Так что на Крапивинской викторине или в театре парни были нарядными!
Еще одно занятие для подростков – социальный навигатор «Я - человек!». Игра непростая, поэтому детям интереснее садиться за нее вместе с волонтерами из студенческого педотряда «ИмперииО».
- Эту уникальную настольную игру создал челябинский партнер проекта «Взгляд в будущее» Андрей Шадрин. Мы обеспечили ею все 10 площадок, провели обучающие семинары с коллегами. Игра помогает научиться принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, мыслить самостоятельно, видеть причинно-следственную связь между своими поступками и их последствиями. Это все вместо скучных лекций!
Ребята играют увлеченно, по 3-5 часов, сами об игре рассказывают так:
- Там человек все стадии проходит с детства до взросления. От рождения дается здоровье, которое по ходу растрачивается. Дается дружба. Можно получить дипломы разные, профессии, имущество можно заработать. Спутники разные окружают, выбираешь случайно и видишь, к чему это может привести. Можно и в тюрьму попасть...
- В этой игре часто попадаешь в трудные ситуации психологические. Можно ведь оказаться в хорошей компании или в плохой, в банде или в секте. Параллельно узнаешь правила и кодексы, потому что ты не пройдешь игру, пока не назовешь статью закона, которая тебя защищает.
В качестве резюме
Изучив методику «Взгляда в будущее», встретившись с участниками проекта, понимаешь, что программа не только уникальна, она универсальна. Опросник удобен для самоанализа и самооценки, и не только выпускникам детдомов. Тренинги ох как пригодились бы для развития детей, которые растут в родных семьях и зачастую ограждены от быта и социума. И в дальнейшем, рассчитывая на родителей, рискуют никогда не стать самостоятельными и ответственными людьми.
Фото из архива организации «Город добрых людей»
    Ирина Петрова
Последние новости
В Реже по представлению прокурора проведен перерасчет заработной платы педагогическим работникам в сторону увеличения
Режевская городская прокуратура проверила соблюдение требований трудового законодательства.
В Камышлове по результатам прокурорской проверки директор муниципального учреждения оштрафован за приемку товара, не соответствующего условиям муниципального контракта
Камышловская межрайонная прокуратура проверила исполнение законодательства о закупках при реализации мероприятий национального проекта «Культура» в деятельности МБУК «Камышловская централизованная библиотечная система».
В Каменском районе по иску прокуратуры здание овощехранилища и земельный участок под ним стоимостью свыше 1,8 млн рублей возвращены в муниципальную собственность
Прокуратура Каменского района проверила соблюдение требований земельного и антикоррупционного законодательства.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения