02.01.2020

Пять научных открытий года, которые изменят жизнь (или наши представления о ней)

Фото: скриншот сериала «Теория большого взрыва» Весь год информационная повестка была сосредоточена на отношениях России и США, выборах на Украине, войне в Сирии, протестах в Москве и прочих околополитических проблемах. В это же время тихие парни в лабораториях и экспедициях создавали новую историю. На первый взгляд кажется, что эти научные итоги года могут быть интересны и важны только самим ученым. Но нет. И если какие-то из открытий просто дают объяснения глобальным событиям в истории человечества, то другие скоро изменят (или спасут) нашу жизнь. Вакцина от лихорадки Эбола

Лихорадка Эбола — одно из самых опасных заболеваний в мире. Только во время вспышки 2014–2015 годов от нее 11 323 человека. В июле прошлого года новая вспышка заболевания была зафиксирована в Конго. В 2019 году впервые ученые заявили о создании эффективных лекарств против лихорадки Эбола.

Фото: YANN LIBESSART/MSF

В исследовании четырех препаратов выжило около 70% пациентов — это достаточно высокий показатель, учитывая особенности заболевания. В результате 12 ноября 2019 года Всемирная организация здравоохранения провозгласила вакцину, получившую название Ervebo, удовлетворяющей требованиям безопасности и официально одобрила ее для вакцинации. для вакцинации от лихорадки Эбола. Теперь она может использоваться для борьбы с болезнью не экспериментально, а на самом широком масштабе.

Первоисточник

Первый снимок чёрной дыры

10 апреля 2019 у науки появились первые визуальные доказательства существования чёрных дыр, которые в своей теории относительности предсказывал еще Альберт Эйнштейн в 1915–1916 годах. Изображение было получено с помощью телескопа Event Horizon, который представляет из себя комплекс из 8 наземных телескопов. Он связывает все телескопы между собой, создавая таким образом огромный виртуальный телескоп размером с Землю с высокой чувствительностью и разрешением. Над получением этих изображений работали более 200 ученых из разных областей.

Фото: Event Horizon Telescope Collaboration

По оценкам журнала Science — это стало главным научным прорывом года. К сожалению, ученый Стивен Хоккинг, который посвятил большую часть своей научной деятельности изучению черных дыр, не дожил до этого эпохального события.

Подробнее почитать об этом можно здесь

Реконструкция падения «метеорита динозавров»

Более 66 млн лет назад на Землю в районе Мексиканского залива упал гигантский метеорит, который радикально изменил развитие планеты. После его падения навсегда изменился климат и вымерли три четверти живых видов, обитавших тогда на земле, в том числе динозавры. И хотя Голливуд снял примерно миллион фильмов (и мультфильмов) на эту тему, до прошлого года ученые не имели точного представления, как именно астероид уничтожал все живое. А самое главное — как после этого восстанавливалась планета.

Фото: DETLEV VAN RAVNSWAAY, vis.sciencemag.org

Ученые выяснили, что после удара землю покрыла лава, смешанная с кусками камней. Это стало причиной цунами и массовых пожаров, из-за чего поднялись клубы дыма с серными соединениями, обеспечив планете темноту и похолодание. Но жизнь восстановилась быстрее, чем предполагалось. Папоротники и млекопитающие, размерами не больше крыс, пережили удар. Деревья вернулись в течение 1000 лет, морская экосистема на месте кратера восстановилась течение 30 000 лет, млекопитающие удвоились в размерах и разнообразии в течение первых 100 000 лет. А уже через 700 000 лет ряд животных превысил по массе 50 кг.

Первоисточник

Искусственный интеллект выиграл человека в покер

А теперь к новостям будущего. Искусственный интеллект Pluribus победил нескольких лучших игроков мира в самой популярной версии покера — неограниченном техасском холдеме. Ранее искусственный интеллект выиграл в нардах, в шахматах и стратегической игре го.

Фото: скриншот видео Pluribus Poker AI: Sample poker hands vs. professionals

Особенность этой победы в том, что покер — игра с закрытой информацией, игроки не видят чужих карт. Это усложняет компьютеру возможность решения задач методом перебора. Pluribus подбирал эффективные действия для каждой ситуации. Казалось бы, что серьезного может быть в игре в покер? Но надо понимать, что это лишь пример победы искусственного разума над человеком там, где привычные простые алгоритмы уже не работают. Вам тоже стало тревожно?

Восстановлен облик денисовского человека

Может показаться, что это открытие интересно только антропологам, но нет. Денисовский человек — один из наших предков наравне с неандертальцами. Но ученые никогда не имели подтвержденных данных о том, как он выглядел.

Фото: Maayan Harel

Скелетов денисовского человека не сохранилось и долгое время в распоряжении ученых били только три зуба, фаланга пальца и фрагмент челюсти этих людей. Но этого оказалось достаточно. Новый анализ ДНК, выделенной как раз из фаланги пальца, позволил узнать особенности анатомии денисовцев, в том числе реконструировать строение их черепа и даже смоделировать внешность. Такой метод потенциально может быть применен далеко за пределами антропологии, в том числе в криминалистике.

Подробнее почитать об этом можно здесь

Бонус: просто посмотрите, как нейросети учат роботов бегать

Инженеры из Швейцарии и Германии воспроизводят движения человека на четвероногом роботе ANYmal с помощью двух нейросетей. Одна из которых стратегически планирует движение, а другая — подбирает набор конкретных действий в электромоторах. Однажды эти роботы нам отомстят.

Полина Дикушина