Как не ошибиться с выбором профессии: 12 заблуждений
Как не ошибиться с профессией? Согласитесь, вопрос более чем актуальный. И педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Стригулина поможет на него ответить!
Как не ошибиться с профессией? Согласитесь, вопрос более чем актуальный. И педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Стригулина поможет на него ответить!
Мы запустили серию публикаций, в которых Екатерина Юрьевна рассказывает, на что важно обратить внимание. В первом выпуске https://кировский.екатеринбург.рф/novosti/107004 мы озвучили три главных вопросах, которые должен задать себе старшеклассник, приступающий к выбору профессии. Сегодня поговорим о типичных ошибках, которые совершают молодые люди, определяющие свой профессиональный путь.
Ошибка № 1
Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.
Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. Существуют другие варианты построения карьеры: школа - учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы - среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) - ВУЗ. При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить какую-либо специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».
Ошибка № 2
Предрассудки.
В определённых кругах некоторые профессии и занятия могут считаться недостойными и даже неприличными («Ну что это за профессия – парикмахер, водитель и т.д.?!») По факту «все профессии важны, все профессии нужны».
Ошибка № 3
Выбор профессии «за компанию».
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно имеет значение, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор — это свободный и личный выбор.
Ошибка № 4
Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
Нельзя выбирать или не выбирать профес¬сию только потому, что вам нравится, либо не нравится чело¬век, который занимается данным видом деятельности.
К примеру, очарованность учителем химии не означает, что вам нравится химия сама по себе.
Ошибка № 5
Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
Часто у старшеклассников поверхностные представления о профессии – они не знают всей специфики. Например, для девочек очень привлекательна профессия косметолога: «сижу в чистом кабинете в белом халате, использую в работе ароматные косметические средства и т.д.». Но, чтобы работать косметологом, нужно, во-первых, иметь медицинское образование; во-вторых, решать «проблемы» клиента, которые не всегда эстетически приятны; в-третьих, быть готовым постоянно обучаться, идти в ногу с индустрией красоты и т.п.
Ошибка № 6
Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии.
Сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. Выбирая специальность, стоит задуматься, насколько легко будет потом трудоустроиться.
Ошибка № 7
Ориентация на престижность.
Как правило, профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни, возможность получить определённый статус в обществе.
Однако, приступая к выбору будущей профессии, старшекласснику нужно понимать, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда.
Ошибка № 8
Несамостоятельность выбора профессии.
Иногда взрослые (родители, педагоги), руководствуясь благими намерениями, оказывают выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за его выбор. Родителям кажется, что они сделают этот выбор лучше – у них больше знаний, жизненного опыта. Безусловно, не стоит пренебрегать мнением людей старшего поколения и их опытом, но в то же время нельзя забывать о том, что это не единственный фактор выбора.
Ошибка № 9
Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод и т.д. При выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии стоят за школьным предметом.
Ошибка № 10
Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника.
Ошибка № 11
Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки).
Выбрать профессию самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. Полезными также могут оказаться психологические тесты.
Ошибка № 12
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Некоторые профессии могут усугубить имеющиеся проблемы со здоровьем.
В следующем выпуске мы расскажем о том, какие навыки будут востребованы у специалистов к 2030 году.
Последние новости
Актуализированные меры поддержки презентованы свердловскому бизнесу
Уральских предпринимателей познакомили с мерами поддержки, которые будут действовать в Свердловской области в 2025 году.
В Екатеринбурге прокуратура организовала проверку в связи с сообщением о пищевом отравлении пациентов детской больницы
Прокуратура Верх-Исетского района г.
Диетолог рассказала, кому запрещено есть мандарины
Антонина Стародубова объяснила, что мандарины содержат вещества, вызывающие аллергию у некоторых людей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией