Голос молодёжи: так ли страшны ОГЭ и ЕГЭ? + Интервью с Алексеем Братчиковым
Фото: © Полина Краснопевцева В этом году у систем ОГЭ и ЕГЭ юбилей. Уже 10 лет выпускники вздрагивают, слыша эти аббревиатуры Этой осенью в городе стартовал проект «Лаборатория журналистов».
В этом году у систем ОГЭ и ЕГЭ юбилей. Уже 10 лет выпускники вздрагивают, слыша эти аббревиатуры
Этой осенью в городе стартовал проект «Лаборатория журналистов». Старшеклассники берёзовских школ не только постигали азы журналистского мастерства вместе с представителями СМИ Екатеринбурга и даже других государств, но и работали над своими проектами. Команда юных журналистов под кураторством редактора телеканала «Век телевидения» Ольги Петренко выбрала тему «Проблемы молодёжи». В прошлом номере газеты уже вышел первый материал, посвященный проблемам проведения досуга. В этом номере мы поднимем ещё одну немаловажную тему – сдача экзаменов государственной итоговой аттестации. Что скажет нам «Голос молодёжи»?
Мы – подростки, сдавшие ОГЭ. Как и все остальные, мы были наслышаны о том, что ОГЭ и ЕГЭ – это очень страшно. Но, пройдя этот жизненный этап, мы можем сказать, что это совершенно не так. Наша цель – узнать, из-за чего возникает этот страх, как его преодолеть, а также помочь тем, кому предстоит сдать экзамены Государственной итоговой аттестации (ГИА).
Современного школьника в отличие от детей прошедшего столетия помимо страха от сдачи экзамена ожидает ещё ряд факторов, способствующих повышению стресса для учащегося: смена обстановки на время написания экзамена, незнакомые учителя, проверка металлоискателем и постоянное наблюдение через камеры. О поддержке взглядом или жестом с чьей бы то ни было стороны во время итоговой проверки знаний говорить не приходится, и ученик может надеяться только на себя.
– Система неудобна для педагогов: провести 4 часа без дела, наблюдая за детьми, очень тяжело, – утверждают сами организаторы экзамена.
С момента введения ОГЭ и ЕГЭ прошло 10 лет, а вопрос, какой же способ сдачи экзамена лучше, советский тип или нынешний остаётся открытым. Некоторые педагоги высказывают мысль, что устная форма сдачи экзамена была лучше. А Алексей Братчиков, член Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), эксперт по Государственной итоговой аттестации, преподаватель русского языка и литературы, в нашем интервью высказал противоположное мнение:
– С введением в образовательную систему ОГЭ и ЕГЭ экзамен однозначно стал объективнее, так как роль учителя сведена к минимальному значению. Нужно помнить о том, что учитель – не истина в последней инстанции.
Мнения причастных к госэкзамену разделились, так как обе системы имеют и положительные, и отрицательные аспекты. Но нужно жить настоящим, а не прошлым, поэтому мы разберём ряд вопросом, которые касаются ОГЭ и ЕГЭ.
Мы побеседовали с теми, кто совсем недавно сдавал ОГЭ и ЕГЭ. Их истории кардинально разные, но обе очень важны для понимания темы.
Первая от старшеклассницы, которая ещё прошлым летом сдавала ОГЭ по математике:
– Я не уделяла должного внимания подготовке, поэтому сдать с первого раза у меня не получилось. Когда я увидела свой результат, расплакалась, потому что всё-таки надеялась на то, что «переступила порог» (минимальное количество баллов для получения аттестата, – прим. ред.). Причина неудачи была ясна сразу: это случилось потому, что я наплевала на этот экзамен, о чём потом очень пожалела. К пересдаче я готовилась очень хорошо: посещала консультации и занималась дома. В итоге, сдала. Сейчас я понимаю, что всё было решаемо, нужно готовиться к экзамену, а не откладывать на потом.
Другая девушка поделилась своим опытом сдачи ЕГЭ по физике:
– Физику я не знала и не учила. Начиная с 8 класса, у нас была такая учительница, которой было всё равно на то, как она преподаёт, и как мы понимаем предмет. Например, я могла сдать ей конспект по обществознанию и получить «5». Но я поставила перед собой цель – поступить в университет, который выбрала. Я начала усердно готовиться и посещать репетитора. Своего репетитора обожала. Она так объясняла мне физику, что я влюбилась в этот предмет. В итоге сдала на неплохие баллы, зная, что у меня был всего один год подготовки. Если чего-то захотеть и идти к своей цели, то всё получится. Если вы с учителем «на одной волне», он объясняет материал доступным для тебя языком, и ты понимаешь его, то высокие баллы по ЕГЭ тебя ждут. Я не испытывала стресса во время сдачи экзамена, так как у меня была хорошая поддержка родителей, которые всегда могли подобрать такие слова, от которых становилось легче. В итоге, я поступила туда, куда хотела и очень этому рада. Конечно, ЕГЭ – это не так просто, как я рассказываю, но это всего лишь один этап в нашей жизни, преодолеть который под силу каждому.
Обе истории демонстрируют, что результат зависит от вашего подхода. Если прилагать усилия, всё обязательно получится.
Но, одно дело знания и старания, другое дело эмоциональное напряжение. Самая распространённая проблема у выпускников во время сдачи ГИА – стресс. По результатам анкетирования, которое было проведено нами среди тех, кто уже сдал экзамен, стресс испытывают 68% сдающих.
– Некоторые учащиеся из-за стресса не выдают весь объём имеющихся знаний, – высказываются по этому поводу педагоги.
Наш эксперт Алексей Братчиков считает иначе.
– Выучите правила, поймите законы существования этого процесса, и не будет у вас проблем, вы придёте на экзамен спокойными, а когда ученик ничего не делает, даже не знакомится с процедурой, отсюда у него и появляется нервозность, – высказывает свою позицию Алексей Вячеславович.
Это суждение похоже на истину. Проведя анкетирование, мы узнали, что стресс повлиял на результат всего 36% учащихся. Остальные же говорят, что они усердно готовились и стресс не ухудшил их результат. Психологи говорят, что стресс во время ГИА чаще всего испытывают те, кто подвержены этому и в повседневной жизни, а значит и на экзаменах любой формы будут его испытывать.
Второй проблемой во время сдачи ГИА является строгий контроль. Несмотря на то, что это также вызывает стресс, больше половины опрошенных нами учащихся считают, что контроль важен, так как понимают, что кто-то спишет, и результаты окажутся несправедливыми. А в 11 классе это может лишить честного ученика бюджетного места в ВУЗе.
Третью проблему выделяют педагоги, готовящие учеников к экзамену. Она состоит в том, что подростки возлагают всю ответственность на учителя. Так делать категорически нельзя. Нужно самостоятельно готовиться к экзамену.
– Ученику нужно понимать объём того материала, который ляжет в основу экзамена, а также самоорганизовываться на содержании КИМов заранее, – подтверждает данную мысль Алексей Братчиков.
Досконально изучив тему сдачи госэкзаменов, мы обратились к психологам. Главной нашей задачей было найти способы предотвратить стресс выпускника. Вывод, который мы сделали из нашего разговора: поддержка родителей играет основную роль в психологическом состоянии ребёнка во время сдачи экзамена, но следует осторожнее подбирать слова при разговоре. Иначе есть риск обратного эффекта – вогнать ребёнка в стрессовое состояние. Также родителям необходимо ознакомиться с процедурой сдачи, чтобы понимать, с чем в реальности придётся столкнуться их чаду. Если же ребёнок подвержен стрессу при подобных мероприятиях, это вполне можно научиться контролировать путём различных тренингов.
Психологи советуют медитативные практики (дыхательные техники) как одни из самых действенных. Однако лучшим оружием в борьбе с низкой концентрацией внимания служат стимул и мотивация. Не стоит бороться со стрессом при помощи таблеток успокоительного действия. Они снижают мозговую активность, и могут повлиять на результат экзамена. Педагогам также не стоит упускать из виду эти советы и не нагнетать обстановку.
В системе ОГЭ/ЕГЭ, как и в любой другой, есть свои недочёты, но она вполне имеет место быть. Главное правило – относиться к экзамену серьёзно и уделять должное время подготовке.
Мы часто ссылались на наш разговор с Алексеем Братчиковым, но помимо упомянутых тем нам удалось ещё много чего с ним обсудить. Все ли должны сдавать ОГЭ/ЕГЭ? Какие ошибки при сдаче ГИА допускают школьники? В чём суть процедуры апелляции? Об этом в нашем интервью далее.
– Алексей Вячеславович, вы уже не первый год являетесь экспертом ГИА, со временем результат выпускников меняется?
– На мой взгляд, качество работ не меняется в силу того, что контрольные измерительные материалы часто обновляются, а также в силу того, что качественно оценивать или сравнивать нельзя, потому что экзамен сдают разные выпускники, то есть сказать, что одни выпускники лучше других нельзя. Поэтому качество замерять и сравнивать тоже бесперспективно – это не научно и не этично.
– Какие ошибки чаще всего допускают ученики, и из-за чего это происходит?
– Что касается изложения и сочинения: на мой взгляд, девятиклассники слишком традиционны, то есть они приучены работать по определённому лекалу, но не более того. Есть девятиклассники, которые мыслят творчески, но это является редкостью. Наверное, в этом есть плюс, потому что надо научить человека делать умозаключения. Мне кажется, это является генеральной задачей у учителя русского языка в девятом классе. В одиннадцатом классе, если мы возьмём итоговое сочинение, там есть свобода мышления, так как там нет ограничений по структуре, по форме, по жанру, но там страдает аргументация. То есть в целом одиннадцатиклассники достаточно разносторонне показывают широту мышления, но они используют некачественные аргументы – они либо низкопробные, либо поверхностные, когда человек не читал произведение. Он просто знает, что «Война и мир» – это замечательно, а Пушкин – гений, либо одиннадцатиклассник приводит слишком примитивные примеры по типу Золушек, Гарри Поттеров, Колобков и так далее. Это недопустимо для одиннадцатиклассников. Видимо, это в силу того, что они мало читают.
– Чаще всего ОГЭ и ЕГЭ усложняют, а бывает ли такое, что экзамен упрощают?
– Если мы возьмём 27 задание из ЕГЭ по русскому языку – сочинение, то здесь тенденция идёт, наверное, больше к упрощению ответов. 27 задание замкнули на необходимости работать с данным текстом, в данном задании сейчас нет возможности выйти за его границы. На мой взгляд, это неправильно.
Там есть рациональное зерно – это заставляет ученика «не растекаться мыслью по древу», как говорили наши предки, а сконцентрироваться на конкретном тексте и показать свои умения, но это даёт мало полёта. Хотя, может быть, и правильно, потому что ЕГЭ, на самом деле, проверяется знание русского языка как знаковой системы – «я знаю правила, я умею их применять». С этой точки зрения ЕГЭ стал абсолютно оптимальным.
– Стоит ли переживать за то, что результат при проверке будет занижен?
– Что касается объективности оценок, система проверки настолько отлажена и настолько сложна, что необъективности уже не случается. Когда эксперты проверяют работу, они категорически не знакомы с тем, кто это написал. У них нет возможности соотнести работу с кем-либо, поэтому бояться здесь совершенно нечего. Больше нужно бояться того, что эксперты, которые будут проверять вашу работу, не заметят вашей особенности, поэтому ученику важно жить в этом стандарте. Выход за принятую норму чреват тем, что работа может быть низко оценена. Для этого есть процедура апелляции, которая традиционно действует в пользу ученика.
– Многие говорят о том, что ученик, приходя на апелляцию, получает такой комментарий, что, на самом деле, его балл должен быть ещё ниже. Так ли это?
– Это вторая сторона апелляции. Непосредственно к той проблеме, которую ставит ученик, апелляция отношения не имеет, но в процессе перепроверки могут возникнуть совершенно другие оценочные элементы, так как апелляция – это не работа с конкретным критерием. То есть получается, что, защищая один элемент, ученик может получить негатив по другим критериям. В этом состоит опасность апелляции.
– Строгий контроль является неотъемлемой частью процедуры ОГЭ и ЕГЭ, так как он обеспечивает честный результат, не давая возможности кому-либо списать, но при этом у некоторых из-за этого возникает стресс. Как вы считаете, строгий контроль важен?
– На мой взгляд, контроль избыточен, он очень сильно нервирует. По крайней мере, эта процедура исключает необходимость сомневаться в результатах – это самое главное, потому что, когда возникают претензии к процедуре проведения экзамена, это может повлечь отмену результатов, а это опаснее в несколько раз.
В конце концов, смещение графика в экзаменах или пересдача экзамена – это всегда последствия для ученика. Не получив вовремя аттестат, вы лишаетесь возможности включиться в гонку за бюджетные места. Поэтому подобный контроль оправдан. Также нужно помнить о том, что именно в возрасте 17-18 лет сегодня у определённой части молодёжи, к сожалению, велика доля авантюризма. Во время массового экзамена легко заметить то, что у большей части молодёжи есть стремление пошутить какую-либо ненужную шутку с контролем, чтобы проверить, как работает эта система. В общем и целом, это глупости, которые показывают незрелость позиции. Кстати, чаще всего этим занимаются молодые люди, а не девушки, стоит отметить. Для организатора экзамен – это такой же стресс, как и для ученика, ведь спрос с организатора выше. Эта процедура сложна и для педагогов, и для учеников.
– Точно ли ОГЭ/ЕГЭ отражают знания сдающего, так как в КИМе могут быть те темы, в которых ученик менее силён, чем в остальных?
– Сказать, что КИМ не соответствует стандарту, нельзя, потому что составляют их достаточно грамотные люди. Наверное, больше проблема в том, чем занят ученик во время учебного процесса, какой материал он успевает изучить, и насколько здесь сработал учитель. То есть здесь проблема больше не контрольно-измерительного материала, а объёма и качества пройденных тем. Учебный процесс стал очень напряжённый, не по вине педагога у нас бесконечная лихорадка, потому что в государственной системе принято всё время проводить какие-то другие мероприятия, нежели уроки. Всё это крайне негативно сказывается на учебном процессе. Иногда количество не проведённых уроков равняется количеству проведённых. А значит, что материал остаётся неизученным. Даже 10-20 минут, потраченных на нужную тему, хорошему ученику идёт на пользу. Но когда тема вообще осталась неизученной, и этот объём не сел в голове, а вы даже не знали, что это будет на экзамене, тут даже не знаешь, кого винить: учителя или государственную систему. Поэтому здесь велика роль самоорганизации, то есть ученику однозначно не нужно кого-то ждать, а также понимать объём того материала, который ляжет в основу экзамена, так как у части учеников есть ощущение: «Я вроде бы всё знаю, меня же чему-то в школе учили», – а нужно всё равно самоорганизовываться на содержании КИМов заранее, посмотреть на спецификацию, то есть на перечень тех вопросов, которые там содержаться.
– Дайте, пожалуйста, совет тем, кто в этом или последующих годах будет сдавать экзамен.
– Я бы хотел выразить пожелание, чтобы повысить уровень ответственности при выборе дополнительных предметов на экзамене. Я хочу, чтобы к выбору относились с ответственностью, потому что у некоторых учеников есть недопонимание того, что экзамен, который вы сдаёте, вам необходим. Во-первых, например, вы уработались, сдали этот экзамен, но он вам не нужен, то есть вы его никак не применили в дальнейшем. Во-вторых, когда ученик впопыхах выбирает предмет, который он ранее не делал для себя значимым, то всё равно будет низкий результат. Получается, что на уровне 8-9 годов обучения нужно однозначно уже начинать понимать, какая предметная область является для вас приоритетной, вкладываться в неё. А что касается математики, потому что с русским языком обстановка более благополучная, там самая сложная модель, самая сложная схема подготовки. Математика – самый опасный предмет с точки зрения ошибок, которые допускают ученики, не набирая достаточного количества баллов. Поэтому на экзамен по математике внимание нужно обратить даже тем, кто этот предмет знает хорошо.
– Как вы считаете, правильно ли поступает учитель, когда напрямую говорит ученику о том, что он не в силах сдать экзамен по его предмету?
– Да, действительно, такая проблема существует. Учителю однозначно нужно сначала спросить у ученика, понял ли он, зачем он выбирает этот предмет. Когда этот разговор состоится, то будет понятно, отговаривать его или же помогать. Лично моя позиция всегда такая: я абсолютно спокойно отношусь к тому, кто выбирает сдавать литературу на ОГЭ или на ЕГЭ, я помогу всегда. Я делаю это не потому, что я сильно ответственный, а потому, что я всегда согласен с выбором своего ученика. Плюс в том, что, если ученик выбирает литературу для сдачи экзамена, значит, я чем-то заинтересовал его во время уроков. Это непростой предмет, но его вполне возможно сдать. Чаще всего педагог советует ученику не сдавать его предмет из-за страха, так как понимает, что на уроках подготовиться к экзамену невозможно.
– Почему, по вашему мнению, многие бояться ОГЭ и ЕГЭ, и так ли это страшно на самом деле?
– ОГЭ бояться точно не надо, хотя результаты там зачастую хуже, чем на ЕГЭ. Я ОГЭ всегда рассматриваю как процесс подготовки, то есть на ОГЭ вы проверяете процедуру, понимаете её, осознаёте, как она выглядит, вкладываете туда определённые эмоции. Поэтому ОГЭ чаще всего выглядит хуже и страшнее, но его как раз бояться не надо. Потому что, по большей части, ученики остаются учиться в школе. Да, вы получили «3» на ОГЭ, но зато вы осознали процессы, механизмы, поняли, что нужно делать на этом экзамене. На ЕГЭ уже нельзя нервничать, потому что ЕГЭ – процедура более ответственная. ЕГЭ нервирует тем, что это уже прямая зависимость от получения аттестата. Ведь на ЕГЭ, если русский язык и математику не сдал, то аттестат не получил. Поэтому при переходе из 9-го класса в 10-й нужно задумываться о том, что, возможно, следует пойти в техникум, так как там ЕГЭ не сдают. Так получается, что ОГЭ боятся больше, а этого делать не надо, ЕГЭ нужно бояться больше, но вы его недооцениваете. В любом случае, это просто часть жизни, поэтому я всегда призываю понять, что вы делаете, осознать правила, по которым мы играем. Это обычный процесс, как в спорте. Например, научился человек прыгать через козла, подтягиваться, бегать, так и здесь: выучите правила, поймите законы существования этого процесса, и не будет у вас проблем. Вы придёте на экзамен спокойными. А когда ученик ничего не делает, даже не знакомится с процедурой, отсюда у него и появляется нервозность.
– Вы считаете, что введение в образовательную систему ОГЭ и ЕГЭ было правильным решением?
– Да, так как экзамен однозначно стал объективнее, а роль учителя сведена к минимальному значению. Ведь нужно помнить о том, что учитель – это не истина в последней инстанции. Я к ОГЭ и к ЕГЭ отношусь следующим образом: это правильная процедура, но, на мой взгляд, она не должна быть единственной. В этих процедурах участвуют на общих основаниях ученики, для которых освоение стандарта – большая проблема. Также всегда есть ученики, которым не нужен аттестат, они не болеют вопросом о высшем учебном заведении. Я не понимаю, зачем мы мучаем тех, кто не собирается идти учиться дальше. Такие ученики пойдут работать туда, где всем будет неинтересно, как они учились в школе. А девятиклассников таких ещё больше, которые не в силах благополучно закончить школу. Я сейчас на стороне тех родителей и детей, для которых ОГЭ и ЕГЭ – проблема, но другого механизма государство не придумало. А если эта процедура была бы механизмом перехода учеников 11-го класса в ВУЗ, проблем бы не было. Я считаю, что ЕГЭ должны сдавать только те, кто собирается получать высшее образование.
Автор: Виктория Абдумуталиева, Анастасия ШиляеваПоследние новости
Новая интерпретация классической истории любви
Фильм 1984 года вновь обрел популярность среди зрителей.
Великая святыня доставлена в Краснояр в годовщину освящения храма
Поселок Краснояр отметил важное событие в своей религиозной жизни.
Тревога по поводу загрязнения воздуха в городах России
Граждане требуют более строгих мер по контролю за качеством воздуха.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку