Биологи создали биоудобрение, улучшающее рост и стойкость растений

С помощью бактерий можно восстанавливать техногенно нарушенные территории [фоторепортаж] Сотрудники центра фундаментальной биотехнологии и биоинженерии ИЕНиМ УрФУ создают удобрения нового типа на основе консорциумов микроорганизмов.

С помощью бактерий можно восстанавливать техногенно нарушенные территории [фоторепортаж] Сотрудники центра фундаментальной биотехнологии и  биоинженерии ИЕНиМ УрФУ создают удобрения нового типа на  основе консорциумов микроорганизмов. Биоудобрение на  основе бактерий помогает растениям лучше расти и  делает их  более устойчивыми к  тяжелым металлам. Их  можно использовать не  только для улучшения жизнедеятельности сельскохозяйственных растений (получение большого урожая), но  и  для восстановления территорий, нарушенных промышленными предприятиями.

«Новизна в  том, что мы  выделяем микроорганизмы из  природных субстратов, которые сильно загрязнены тяжелыми металлами. То  есть подбираем металлотолерантные бактерии,  — поясняет руководитель центра фундаментальной биотехнологии и  биоинженерии УрФУ Ирина Киселева. —  Поскольку существует проблема загрязнения территорий тяжелыми металлами, в  том числе сельскохозяйственных, надо уберечь растения от  поглощения этих тяжелых элементов, чтобы они потом не  поступали в  пищу человека».

Бактериальные удобрения, по  словам биолога, используются давно. Однако консорциумы бактерий, которые воздействуют на  разные сферы жизнедеятельности растений, в  практической деятельности почти не  применяют. Процесс отбора бактерий и  создания удобрения длительный.

«Мы  берем природные субстраты из  зоны корней, ткани растений, выделяем микроорганизмы, которые их  населяют, культивируем эти бактерии, характеризуем штаммы бактерий. Затем изучаем свойства: способны они продуцировать гормоны или нет, могут улучшать рост растений или нет, способны растворять нерастворимые соединения  — например, нерастворимые соли калия или фосфора в  почве  — или нет,  — рассказывает Ирина Киселева. —  Если мы  находим такие бактерии, мы  составляем их  смеси  — консорциумы. Их затем добавляем в  определенный носитель, которым для этих бактерий может быть торф, древесный уголь или что-то еще. В  проекте, который мы  сейчас выполняем, используем биочар».

Научная группа УрФУ международная, есть в  том числе и  индусы. В  конце 2019 года они выиграли грант с  коллегами из  Индии, и  теперь будут работать над получением бактерий совместно.

«Из  бактерий мы  отбираем культуры, которые могут быть устойчивы к  засушливым условиям. Это связано с  тем, что проблема засухи в  мире очень велика. Засушливые территории имеют повышенные концентрации металлов, и  очень важно найти бактерии, устойчивые и  к  засухе, и  к  металлам,  — поясняет научный сотрудник лаборатории „Биотехнологии поддержания и  восстановления компонентов природных и  трансформированных биосистем“ УрФУ Адарш Кумар. —  Мы  вводили эти бактерии в  среду для выращивания растений, в  частности работали с  горчицей, подсолнечником, и  обнаружили, что внесение бактерий ускоряет рост растений. Мы  также изучили реакции растений на  стрессовые воздействия в  отсутствии микроорганизмов и  при внесении микроорганизмов и  обнаружили, что микороорганизмы повышают толерантность растений к  стрессовым условиям».

Использование таких биоудобрений будет недорогим, но  в  отличие от  минеральных удобрений, будет вызывать множественные позитивные воздействия на  растения. Первые опыты «в  полях» ученые планируют провести уже этим летом.

УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных студенческих игр 2023 года. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».