Архивы рассказывают о борьбе с неграмотностью
100 лет назад Советская власть начала борьбу с «народной темнотой» - за просвещение трудящихся!
Чрезвычайные комиссии в борьбе за обучение
Губернские, уездные, городские отделы народного образования приступили к составлению плана по выполнению поставленной задачи. Сложная экономическая ситуация в стране и многочисленные острые социальные проблемы тормозили процесс осуществления намеченных мероприятий.
В фондах Нижнетагильского городского исторического архива удалось найти немало интересных документов, рассказывающих об особенностях проведения ликвидации неграмотности на территории нашего города и трудностях, которые пришлись на первые годы реализации этого грандиозного плана.
«Ах» и «Ух» по «Букварю взрослых»
Организовывали школы первой и второй ступени для взрослого населения. В школах первой ступени проходили основы грамматики и арифметики, осваивали навыки чтения и письма, узнавали общую информацию об окружающем мире. Вторая ступень предполагала углубленное изучение предметов.
Общее количество учащихся делили на несколько групп, в среднем по 20 человек. Для комплектования групп существовал ряд правил. К примеру, все неграмотные делились на три категории: совершенно неграмотные, знающие буквы, но не умеющие читать, и умеющие читать, но не умеющие писать. Объединять совершенно неграмотных и тех, кто знаком с букварем, не рекомендовалось, но правилами зачастую пренебрегали. Возраст также не учитывался, вопреки инструкции в одной группе обучали тагильчан от 10 до 33 лет. Занятия проводились пять дней в неделю по два часа. Курс обучения неграмотных занимал не менее трех месяцев.
За основу был взят метод Всеволода Флерова, автора «Букваря взрослых». Считалось, что обучение по методу Флерова давало возможность быстро усваивать материал и переходить к самообучению. Основное правило «Читай, как говоришь» заключалось в разложении и печатании слов, по возможности на печатной машинке. На первом уроке главной задачей учителя было донести до всех присутствующих одну простую мысль: «Все, что мы говорим, можно написать и напечатать, и написанное прочесть». Со второго урока происходило знакомство с отдельными буквами, но не в алфавитном порядке. Начинали с произношения и печатания (при наличии оборудования) букв «А» и «У», переходя к чтению простейших слов «Ах» и «Ух». На третьем уроке изучали «О» и «Х» и так далее. Для отработки навыков было необходимо пользоваться букварями и «стенной» (сло̀говой) таблицей. С шестого урока учащимся разрешалось брать буквари на дом и заниматься самостоятельно.
Помимо письма и чтения, в школах по ликвидации неграмотности проходили упрощенный курс арифметики. Учебная программа ограничивалась устным и письменным счетом в пределах ста, четырьмя действиями над целыми числами и простейшими дробями. Благодаря подобным занятиям многие жители города научились складывать и умножать числа, разбираться в торговых счетах. Закреплять полученные знания помогали задачи, составленные на примере жизненных ситуаций.
О роли избы-читальни
Вся необходимая информация об особенностях организации, финансирования и ведения деятельности данного заведения была подробно представлена в специальной инструкции, разработанной Екатеринбургским губернским комитетом РКП(б) в 1922 году. И действительно, деятельность изб-читален не ограничивалась занятиями по чтению различных печатных изданий. Работали кружки политической грамоты, изучения природы, сельского хозяйства. Вечерами в будние дни читали лекции на тему гигиены и санитарии, проводили беседы о насущных вопросах, таких, как налогообложение, борьба с заболеваниями.
Школы «переростков», всеобуч и ликбез
Под руководством уполномоченного от областного комитета партийно-государственного контроля в декабре 1931 года в Нижнем Тагиле прошел месячник всеобуча и ликбеза. На городских конференциях работников просвещения, собраниях родителей и учащихся проходило обсуждение имеющихся проблем, выявлялись причины низкой посещаемости школ. В результате проведенной работы посещаемость учебных заведений в городе возросла до 95%, значительно улучшилось снабжение школ горячими завтраками, топливом и учебной литературой. Среди нуждающихся школьников было распределено 1708 пар ботинок, 80 пар сапог, 550 пар валенок, 59 пальто и 415 комплектов белья. Благодаря ежемесячным сводкам о состоянии действующих учебных заведений выявлялись все новые проблемы и находились пути их решения.
По прошествии нескольких десятилетий, претерпев множество изменений на каждом этапе, цель была достигнута. Доказательством тому служат неисчислимые достижения советских врачей, ученых, инженеров, архитекторов и других представителей различных сфер деятельности огромной страны, одержавшей победу над неграмотностью.
Екатерина ГАВРИЛОВА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
Фото из фондов архива.
    Редакция «Тагильский рабочий»
Последние новости
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко поручил регионам усилить работу медицинских служб в период новогодних праздников и длинных выходных
— Необходимо обеспечить готовность медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, к оперативному оказанию медицинской помощи пациентам, обеспечив укомплектованность выездных бригад.
Российских операторов обяжут отключать связь абонентам по требованию МВД и суда
Фото Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан» Новые поправки в закон «О связи» направлены на борьбу с мошенничеством.
Справка о новом регулировании оборота СИМ-карт
С 1 января 2025 г. Новое регулирование оборота СИМ-карт предусматривает особенности продажи СИМ-карт иностранным гражданам и лицам без гражданства ( изм., внесенные Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения